Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 19.09.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Выставки

Марат Гельман привёз в Санкт-Петербург "Оттепель"
24 января 2007

Историю развития одной из первых московских галерей современного искусства на примере работ ее художников, в разное время выставлявшихся в этом арт-пространстве, демонстрирует Русский музей. 25 в Мраморном дворце петербургского музея открывается выставка "Оттепель, или In the middle of the road", приуроченная к 15-летию галереи Марата Гельмана. // полностью...









Новостная лихорадка

Сергей Хачатуров
Время новостей

31.01.2007

Галерея Марата Гельмана в Санкт-Петербурге

Русский музей Санкт-Петербурга раньше всех начал формировать фонд contemporary art, искусства резко оппозиционного благолепному формату "традиционного музея". Стараниями заведующего отделом новейших течений ГРМ Александра Боровского в 90-е годы коллекции пополнились шедеврами классиков Европы и Америки второй половины XX века, подаренными Музеем Людвига в Кельне. В вотчине Александра Боровского, филиале ГРМ Мраморном дворце, регулярно проводятся выставки тех, кто, возможно, впишет свое имя в историю искусства века XX.

Вполне закономерно, что именно с Русским музеем с начала нового века тесно сотрудничает уважаемая московская галерея contemporary art – галерея Марата Гельмана, которой в этом году исполняется 15 лет. Начиная с 2000 года галерея провела в Русском музее несколько выставок, среди которых знаменитая передвижная, путешествующая по многим городам России "Искусство против географии". В начале миллениума между отделом новейших течений ГРМ и галереей Гельмана было подписано соглашение о передаче галереей в дар музею около шестидесяти произведений современных российских художников. Русский музей пообещал открыть залы постоянной экспозиции коллекции галереи Гельмана. В конце прошлой недели экспозиция открылась в парадной анфиладе Мраморного дворца. Одновременно на третьем этаже дворца был вернисаж юбилейной выставки галереи Гельмана под названием "Оттепель".

Миссия галереи Гельмана в Петербурге прекрасно вписалась в осуществляемую с нового года программу масштабной презентации нового российского искусства в формате коллективных мегавыставок и мегапроектов. Большинство коллег, критиков и художников спешили на поезд Москва-Петербург с московского вернисажа выставки "Верю", подробно описанной Фаиной Балаховской в пятничном номере "Времени новостей". Несколькими днями раньше в Московском музее современного искусства открылась также описанная в нашей газете выставка – архив истории российского видеоарта.

И вот главное наблюдение: общий бич – лихорадочная спешка в подготовке программ. Впечатление, что если сегодня во что бы то ни стало не исполнится – завтра уже точно не получится. Денег не будет, конкуренты объявятся, власть сменится, время уйдет. Выдать информационный повод обязан немедленно, а иначе кто не успел, тот... сами понимаете. Причины в том, что организаторы хотят вписать проекты в некий медиальный конвейер, который функционирует в режиме новостного агентства, а не художественной институции.

Выставка "Верю" готовилась с солидной теоретической платформой. И все-таки соблазн "новостной лихорадки" не позволил ей вывести понимание артпроцесса на новый уровень. Отдельные работы (Андрея Монастырского – о недостижимости полноты Знания и предпочтении "апофатического" метода поисков Абсолюта) близки к совершенству, но большинство – более или менее зрелищный "монтаж аттракционов" на заданную тему.

"Новостная лихорадка" набедокурила и в петербургском проекте Гельмана. Галерея передала работы в ГРМ несколько лет назад. При этом постоянную экспозицию парадных залов, кажется, делали в режиме форсмажор. Впопыхах и второпях. Великое пространство лучшего, на мой взгляд, петербургского дворца XVIII века, возведенного в 1768-1785 годах итальянцем Антонио Ринальди, осталось главным экспонатом. Работы галереи Гельмана не прижились в нем никак. Объекты, ползущие из зала в зал, не создают осмысленного пространства коммуникации. Фото с акций Олега Кулика, живопись со стертыми ведутами Валерия Кошлякова, обрезные фигуры московских артефактов Татьяны Назаренко, запертые на полочке книги Андрея Басанца, фотоколлажи с Европой в мусульманских мечетях и минаретах группы АЕС, все вместе сосуществуют как-то некстати. Вытолкнутые на паркетные полы великого дворца объекты выглядят немного беспомощными и жалкими. Дворовая челядь в императорских покоях. Спасти положение мог бы процесс подробнейшего воссоздания исторического контекста эпохи 90-х, с экспликациями, экскурсами в реалии бурной и интересной жизни. И конечно, впору было тщательно заботиться о максимально выигрышных пластических рифмах, чтобы визуальный ряд впечатлял, а не раздражал. Но, как пел Андрей Миронов, "времени нет, и приходится мучаться!".

Куда удачнее вышла экспозиция "Оттепель", организованная в более скромной анфиладе XIX века на верхнем этаже. Она знакомит с искусством рубежа XX-XXI веков, когда надежды и перспективы еще не были утрачены, а помысли не стали столь циничными. Образ эпохи удался благодаря отличным работам (известным по другим выставкам галереи) мастеров – мэтров и молодых: Юрия Шабельникова, Гора Чахала, Валерия Кошлякова, Алексея Каллимы, Арсена Савадова, Василия Цаголова... Ключом к замыслу явилось снятое в апреле 2006 года видео Дмитрия Гутова "Оттепель". Лайтбокс с картиной Саврасова. Рядом экран. На нем фильм: вечные российские дорожные хляби с грязным снегом, в них вязнет хрупкий интеллигент Гутов. Падает, чуть не захлебывается в луже. Теряет очки. Беспомощно щурится. Растерян и беззащитен. Акустическим фоном идет вокальная юмореска Дмитрия Шостаковича, созданная им в 1965 году по материалам писем читателей журнала "Крокодил". Бас поет: "Хотя хулиган Федулов избил меня. Я в органы нашей замечательной милиции не обратился. Решил ограничиться полученными побоями". Такой вечный мазохистский российский абсурд. "Это очень хорошо, что пока нам плохо" – так ведь в эпоху оттепели пел в фильме Айболит – Олег Ефремов.






Материалы по теме:

03.02.2007 Из грязи



Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования