Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 19.09.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Выставки

Марат Гельман привёз в Санкт-Петербург "Оттепель"
24 января 2007

Историю развития одной из первых московских галерей современного искусства на примере работ ее художников, в разное время выставлявшихся в этом арт-пространстве, демонстрирует Русский музей. 25 в Мраморном дворце петербургского музея открывается выставка "Оттепель, или In the middle of the road", приуроченная к 15-летию галереи Марата Гельмана. // полностью...









Из грязи

Ольга Кабанова
Ведомости

03.02.2007

Выставка искусства, которое собрал Марат Гельман

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – Марат Гельман отметил 15-летие своей галереи выставкой в Мраморном дворце Русского музея. Только ее название, "Оттепель", кажется провокационным и резким, а содержание – избранные работы двух десятков художников – в помпезных музейных стенах смотрится полноценным искусством. Правда, в начале галеристской деятельности Гельмана такое современное искусство большинству казалось оскорбительным шарлатанством.

"Оттепель" – название выставки и ее центрального, вынесенного на пригласительный билет и афишу произведения. На видео Дмитрия Гутова сам художник с переменным успехом пытается встать на ноги посреди огромной лужи на проселочной дороге, старательно протирая в грязи свалившиеся очки. Процесс отрезвления проходит под романс Дмитрия Шостаковича, написанный в 1965 году на стихи из журнала "Крокодил", повествующие о сложных отношениях лирического героя с побившим его милиционером. Вот такая получилась многозначительная метафора прошедших 90-х годов, которым, собственно, и посвящена выставка.

Начинается она с фотографий перформанса голого Олега Кулика, бросавшегося на публику злой собакой. Перформанс этот, вызвавший когда-то бурю общественного негодования, теперь вот стоит в фотографиях на выставке в залах национального музея и никакого гнева не вызывает. Только напоминание о прошедшем времени разоблачительных скандалов, вырвавшейся на свободу агрессии, немотивированных надежд и идеалистических заблуждений. Перформансом этим и по сей день попрекают Кулика и заодно все современное искусство. Сильная оказалась вещь, ударная, только тогда, кажется, и возможная.

Абстрактная картина, написанная слоном под руководством художников Виталия Комара и Александра Меламида, большие попсовые полотна Виноградова и Дубосарского, серия "Последнее восстание" группы АЕС с изображением вооруженных детей, в статичных позах классической живописи разыгрывающих битву, "Кухонный супрематизм" группы "Синие носы" – фотографии выложенных на снегу из хлеба и колбасы геометрических композиций. Все это помнится по многим выставкам, и все это еще совсем недавно смешило, пугало, возмущало, казалось сомнительным опытом или несомненной издевкой. Но сложилось в конце концов в респектабельную, почти академическую, тщательно выстроенную и продуманную выставку.

Давно замечено, что музейные залы имеют волшебную способность придавать значительность произведениям современного искусства. То, что в камерном пространстве галерей кажется частным легкомыслием, здесь оборачивается остроумным и осмысленным высказыванием. Но пустых и глупых работ музейные залы решительно не выносят. На "Оттепели", оказалось, таких нет.

За 15 лет галерея Гельмана вывела на арт-сцену очень много художников, сделала сотни выставок, и, только оглянувшись назад, в ретроспективе, можно понять, насколько верна была избранная ею стратегия. Насколько у Гельмана развито чутье и понимание, что жизнеспособным оказывается только искусство, вызвавшее при появлении на свет сильные эмоции, пусть и очень неприятные.

Рядом с выставкой "Оттепель" в постоянной экспозиции Мраморного дворца показывают работы, которые галерея М. Гельмана принесла в дар Русскому музею три года назад. С новой выставки туда добавится еще одна. В общем, галерист Марат Гельман спокойно и последовательно идет своим путем в искусстве – не важно, что он проходит по распутице и бездорожью.

Выставка открыта до 21 февраля.






Материалы по теме:

03.02.2007 Из грязи



Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования