Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 19.12.2017

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс

Арт-процесс :: Аномалия

Фрейд. Люсьен Фрейд.

3.04.2004,

Н.М.
GiF.Ru


Произведения Люсьена Фрейда выставлены в знаменитом семейном музее Wallace Collection (Лондон), – до него в этих залах ни один из современных художников еще не выставлялся. Это факт вместе с предыдущими деталями выставочной биографии 81-летнего внука Зигмунда Фрейда прочно вписывает его в "современные классики".

Подобного прижизненного почета удостаиваются редкие художники. В 2002 году Лувр в сотрудничестве с Объединением национальных музеев представил на одной из центральных выставочных площадок Парижа, в Grand Palais, выставку "Констэбль: выбор Люсьена Фрейда". Что означало: один великий английский художник имеет честь быть представленным французской публике другим великим английским живописцем.

В том же 2002-м состоялась ретроспектива Люсьена Фрейда в Лондонской Tate Britain, получившая большой резонанс. Чарльз Сомарез Смит (Charles Saumarez Smith), директор Национальной портретной галереи – весьма неблизкой искусству наших дней, – отзывается о Фрейде как о "художнике, чье творчество берет корни в самом сердце живописной традиции".

Общепринятое отношение к Люсьену Фрейду как к классику – такому классику, который продолжает ряд Тициан-Рубенс-Веласкес... – более чем наглядно проиллюстрировано выставкой в Wallace Collection, открывшейся 31 марта в Лондоне: зал с работами Фрейда соседствует с холлом, где висят "Персей и Андромеда" Тициана, "Пейзаж с радугой" Рубенса и "Девушка с веером" Веласкеса.

Такого прижизненного чествования удостаивались редкие гении мирового масштаба или – случалось – придворные художники во время господства своих покровителей. Ко второй категории Фрейда не причислить при всем желании: написанный им портрет Ее Величества Елизаветы II (2002) назвать лестным невозможно. "Ее подбородок – настоящие предрассветные сумерки, а шея не посрамит нападающего регби", – и это не самое жесткое из замечаний журналистов-зрителей.

К тому же придворные художники едва ли прошли бы "тест свободной экономикой", тогда как Люсьена Фрейда слава преследует не только в музейных залах: на февральском аукционе Christie's в этом году его работа числилась первой в топовом списке – и уже потом шли Баскья, Херст и Энди Уорхол.

Российская пресса о Люсьене Фрейде:

"Возникает ощущение, что одно полотно Фрейда – это еще что-то понятное, а вот вкупе они походят скорее на неправильно сложенный пазл. Также по старинной искусствоведческой привычке пытаются окончательно причислить Фрейда к какому-нибудь направлению в искусстве. Тут не очень пока все ладится, так как считать его всего лишь реалистом – неинтересно, а вот придумать специально под него еще один "изм" побаиваются. А как было бы здорово: Люсьен Фрейд – основатель направления "психоаналитизм". Сейчас же все, что сделано на этом пути, это дружное утверждение Фрейда в составе лондонской школы и опасливое причисление лондонской школы к провозвестникам постмодернизма" (НГ, 2002).

"Понять его феноменальный коммерческий успех российскому зрителю, которого до сих пор тошнит от соцреализма, сложно. То, что его банальнейший урбанистический пейзаж 1972 года под милым названием "Фабрика в северном Лондоне" оценивается в £ 800 тыс.-1,2 млн, можно объяснить, только ссылаясь на труды его дядюшки Зигмунда Фрейда и популярную идею о том, что Россия – это подсознание Запада...Вообще, специализация Люсьена Фрейда – обнаженная и очень неаппетитная натура" (Коммерсантъ, 2004).






Ссылки:

















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования