Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 14.04.2021

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Фестивали

Искусство России покажут в Брюсселе
29 сентября 2005

3 октября в Брюсселе открывается фестиваль искусств "Европалия", представляющий в этом году культуру России. Фестиваль, который будет проходить в Брюсселе, Генте, Антверпене и других бельгийских городах, охватывает практически все сферы творчества: от выставочных проектов и кинопоказов до литературных чтений и театральных постановок. // полностью...









Сталин как матрёшка

Николай Молок
Известия.РУ

27.10.2005

Выставка "Советский идеализм" на фестивале "Европалия – Россия"

Особый сюжет проходящего сейчас в Бельгии мегафестиваля "Европалия-Россия" – выставки, посвященные сталинской эпохе. "Семь башен Москвы" (архитектура высотных домов), "Советская пропаганда" (плакат) и "Советский идеализм" – выставка живописи и кино в Музее валлонского искусства в Льеже.

"Побывайте в России в центре Европы" – рекламный лозунг фестиваля "Европалия-Россия" приглашает в экзотическое путешествие. Некоторые из выставок фестиваля и правда представляют Россию как неизвестную страну медведей, икры и матрешек. Сталинская эпоха для бельгийцев отчасти такая же экзотика. В этом смысле портрет Сталина для них – это тоже матрешка. Для нас же выставки тоталитарного искусства – еще одна возможность переосмыслить нашу историю и очередной способ изжить из себя Сталина.

Екатерина Деготь, куратор льежской выставки, предлагает несколько романтический взгляд на соцреалистическое искусство. Поскольку соцреализм представлял не реальность как таковую, а ее идеализированный образ (отсюда и название экспозиции), то искусство это вернее будет рассматривать в контексте общей истории модернизма первой половины XX века. То есть получается, что портрет Ленина работы Исаака Бродского или портрет Сталина работы Константина Вялова – это такие абстрактные композиции в духе зрелого Пикассо, Джорджо де Кирико или даже Сальвадора Дали, в которых человеческие фигуры выступают как некие знаки и символы, а не как реалистические портреты.

Возможно, с точки зрения теории искусства куратор права. Однако смотришь на Ленина-Сталина и почему-то все равно видишь Ленина-Сталина с характерным прищуром или с хитроватой улыбкой, а вовсе никакие не абстрактные круги и тем более не черные квадраты.

Но в сторону теорию. Работы, показанные на выставке, сами по себе замечательны. Здесь и парашютисты, и рабочие, и женщины-герои (особенно прекрасна, конечно, самохваловская метростроевка), и натюрморты, и прежде всего портреты исторических персонажей. Экспозиция составлена как из известных музейных вещей, так и из никогда не выставлявшихся произведений, которые хранятся в бескрайних запасниках Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО. Не все они так же хороши, как, например, портрет Сталина и Ворошилова в Кремле работы Александра Герасимова (известный в народе под названием "Два вождя после дождя"), который остался в Третьяковке. Но многие – чрезвычайно интересны. Конечно, лицемерная пропаганда счастливой трудовой жизни. Но выполненная в лучших традициях Большого стиля. Чем, собственно, и привлекает прежде всего искусство соцреализма.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования