Еще один проект в рамках Второй московской биеннале современного искусства стартует в столице. Синусоида отечественного искусства нашла отражение в выставке "Движение, эволюция, искусство", которая открывается 21 февраля в Фонде культуры "Екатерина". //
Открылась выставка "Движение, эволюция, искусство" коллекция отечественного искусства ХХ начала ХХI столетий "под ключ".В здании бывшего Наркоминдела на Лубянке открылась выставка произведений из коллекции фонда культуры "Екатерина", основанного в 2002 году предпринимателем Владимиром Семинихиным и, разумеется, его супругой Екатериной. Показанное основа убедительного музея отечественного искусства ХХ начала ХХI столетий. Это первая ария долгой, будем надеяться, оперы на сюжет зиждительства конструкции истории искусства России. Обещают, что вскоре вниманию публики будут предложены еще пара частных музеев.
Если говорить о недостатках показанного публике, их для начала два.
Первый не очень внятный отбор произведений из весьма обширного собрания "Екатерины". Это обвинение, впрочем, можно отвести: название выставки абсолютно невнятно. Надеемся сознательно. А кроме того, это частная инициатива, и хозяин-барин имеет полное право пихать в мешок, что ему заблагорассудится.
Второй упрек удивительная планировка выставочного пространства, где произведения втиснуты в клаустрофобические коридоры, и рассмотреть их там часто невозможно. Но здание историческое, там плелись замысловатые политические затеи, там был подписан Молотовым и Риббентропом злосчастный пакт о ненападении.
Genius loci в этих закоулках, безусловно, дышит, и тем интереснее смотреть, как искусство прокашливается в таком лабиринте.
А экспонаты на Лубянке достойные вполне. Там убедительные Любовь Попова и Варвара Степанова. Очень интересная ранняя, 1924 года, абстрактная композиция Тышлера; замечательные "Физкультурники" одного из страннейших живописцев 30-х Самуила Адливанкина и триумфально-полнокровная "Советская физкультура" (1937) Александра Самохвалова. Что касается второй половины ушедшего века и начала наступившего, все тоже вполне логично. Представительно показаны Юло Соостер, которого Илья Кабаков считает чуть ли не своим учителем, Плавинский, Шварцман, Янкилевский, Штейнберг, Мастеркова, Инфанте, Булатов, Пивоваров, Комар и Меламид, Соков, Косолапов все имена первого ряда.
Дальше тоже как надо: Звездочетов и Резун-Звездочетова, Мироненко и Цаголов, Пепперштейн, Виноградов и Дубосарский, Тимур Новиков и Бугаев-Африка, Кулик, Кошляков и так далее, вплоть до "Синих носов".
Здесь приходится говорить о третьем и самом важном изъяне.
Великие коллекционеры искусства ХХ века, например Пегги Гуггенхайм, что-то приобретая, руководствовались прежде всего своим вкусом и, естественно, рисковали.
Иногда Пегги пользовалась профессиональными консультациями (причем в основном не арт-дилеров, а художников), но ее решение всегда было личностным. Коллекция "Екатерины" пример собрания, сделанного "под ключ".
Конечно, давно прошли времена, когда картину Любови Поповой можно было разыскать на чердаке подмосковной дачи, да и работы современных художников пять на грош уже не купишь. Но ситуация остается парадоксальной. Серьезных галерейщиков и арт-дилеров в России сосчитать можно по пальцам, серьезных коллекционеров примерно столько же. При этом заслуживающих внимания художников (с точки зрения сложившегося рынка) хорошо если в пять раз больше. Собиратель, не желая рисковать, искать и вкладываться в новые имена, прибегает к помощи дилеров, а те, естественно, ему продают обитателей своих конюшен.
Остается ждать, куда доедет колесо, на котором катится бричка, запряженная такой квадригой. Но есть опасность, что, когда у нас будет несколько музеев современного искусства, во всех окажется одно и то же.