"Диалоги" в движении

Петербург выставился ни с чем


В Петербурге в Центральном выставочном зале "Манеж" открылась очередная биеннале "Диалоги". Вступить в диалог с искусством попыталась и не смогла АННА Ъ-МАТВЕЕВА.

"Биеннале" – не просто обозначение выставки, которая проходит раз в два года, а кодовое слово, при звуке которого всяк любитель современного искусства делает стойку. Так получилось, что именно раз-в-двухлетние выставки стали эталонными смотрами достижений художественного хозяйства: за пару лет мир актуального искусства обновляет свои моды и тенденции – и раз в два года он пересматривает свои позиции. Главный "чемпионат мира по искусству" в Венеции тоже биеннале. В мире существует множество биеннале, от знаменитых – например в Стамбуле, Сан-Паулу или Сиднее – до совсем деревенских. Поэтому когда очередная повторяющаяся выставка называет себя этим модным словом, она тем самым претендует на роль выразительницы дум и определителя погоды на арт-сцене.

IХ Международная биеннале современного искусства "Диалоги" в Манеже – барометр явно неисправный. Она могла бы быть не девятой, а первой, пятой или пятнадцатой: стрелка застыла в положении "великая сушь". Подвижки есть, пожалуй, лишь в том, что Манеж наконец осознал все уродство своих древних выставочных стендов, двадцать лет назад обитых холстиной, и решил исправить положение. В этом году стенды обшиты где цветной бумагой, а где – бурым упаковочным картоном, что, несомненно, является признаком прогресса, модернизации и демократизации всей экспозиции. Правда, от привычки развешивать экспонаты на бельевых веревках Манеж пока не может отказаться. Половине экспонатов не хватает этикеток с указанием имени художника и названия произведения, но это, если вдуматься, наверное, даже в чем-то авангардный ход. Когда зрители наклоняются до пола к белой бумажной наклейке и вместо названия работы видят логотип фирмы-изготовителя картона, которым обиты стенки, - это почти дадаистский перформанс. У входа зрителей встречает огромная волна из черепицы, созданная кубинским художником Умберто Диасом Пересом, но имя художника останется лишь в памяти тех, кто купил каталог. Сразу за волной, способной впечатлить хотя бы своими размерами, открывается подборка видео молодых польских художников, которые навсегда останутся безымянными для российского зрителя.

Но все это – о работах, которые хоть чем-то приметны. Их, увы, гораздо меньше, чем совершенно безликих, проходных картинок: таких как удручающе многочисленные холсты израильтянина Асада Ази, изображающие самого художника на фоне тех или иных моделей. Не то чтобы рисунок у Ази был совсем слаб – но выставлять банальную декоративную живопись, которой в любой художественной лавке полно на любой вкус и кошелек, как лицо современного искусства и выражение духа сегодняшнего дня? Фотографии, представленные немецким фотофестивалем "Горизонты", - старательные ученические работы, заслуживают четверки с плюсом на экзамене, но на уровень международной выставки никак не тянут. И такой невнятицы – унылые погонные километры.

Вообще, создается такое впечатление, что кураторы Манежа (судя по их текстам в каталоге) вроде бы даже понимают цель биеннале – встать на острие нынешних художественных идей и попасть в ту точку, где искусство сталкивается с жизнью, но год за годом не могут ее ухватить. Так и тянутся к ней, как младенец к погремушке, каждые два года, и раз за разом промахиваются. Для несмышленого младенца это простительно и даже трогательно. Но манежной биеннале уже восемнадцать лет. Когда в таком возрасте не умеют обслужить себя и не владеют связной речью – это, увы, уже не детский лепет, а неутешительный диагноз.



полный адрес материала : http://www.gif.ru/themes/culture/dialogi-dv/kommersant/


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования