Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 18.01.2021

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Выставки

Винзавод расправляет крылья
2 марта 2007

Сегодня в 19.30 на Винзаводе одновременно открываются девять выставок, прямо или косвенно имеющие отношение к Московской биеннале. Событие обещает быть не менее масштабным чем вчерашнее открытие самой биеннале. Все галереи, расположенные на Винзаводе, также открыты для посетителей. Читатели GiF.Ru могут распечать пригласительный прямо здесь. // полностью...









Биеннале и гастарбайтеры

Максим Шульц
Взгляд

12.03.2007

Первая волна выставок на "Винзаводе"

Проект "Верю", разместившийся в живописных подвалах нового арт-центра "Винзавод", что находится недалеко от Курского вокзала, был лишь пробным камнем. Теперь "Винзавод" принимает спецпроекты II Московской биеннале современного искусства, причем не один, не два, а целых пять. Кроме того, сюда переезжает едва ли не большинство крупных галерей, таких как, например, XL или галерея Гельмана. Концентрация потрясает: на "Винзаводе" сейчас идет сразу девять выставок – уже только это автоматически делает арт-центр обязательным для посещения.

На "Винзаводе", конечно, пока не закончен ремонт. В некоторых залах на полу блестят лужи; кое-где ободрана облицовка стен; местами попросту грязно. Немного нервируют бодрый перестук отбойных молотков и заливистые трели перфораторов. Одним словом, до обещанных арт-баров и бутиков еще далековато.

Хранилище вермута

Когда речь заходит об Алмонде, сложно не поддаться искушению уйти в околофилософские дебри да там и остаться. А что еще делать, если в его работах время, пространство и человеческий опыт выражаются через открытие символического и эмоционального значения объектов, мест и ситуаций?

В видеоинсталляции "Если б ты был рядом" Алмонд осмысливает тему воспоминания. Тема тоски, чувство утраты – знакомы слишком многим, для того чтобы оставить зрителя равнодушным. История бабушки, лишившейся дедушки и посещающей в порядке рекапитуляции городок, где они провели медовый месяц, не может, просто не имеет права не тронуть. Отличная тема, великолепное исполнение – это практически целый маленький фильм, с буквально повздоховым следованием основным сентиментальным клише. А простые ассоциации облегчают понимание и не мешают сопереживать.

В названии выставки "Памятники тревоги нашей: истечение места" – двойная аллюзия: на книгу Джона Стейнбека "Зима тревоги нашей" и на собственно источник названия этой книги – трагедию Уильяма Шекспира "Ричард III". Ричард III угрожал не чем-нибудь, а постоянными изменениями, реформами и трансформациями. Очевидно, что в ежеминутно меняющемся мире человеческая жизнь начинает напоминать задачку с постоянно изменяющимися условиями.

Основная тема выставки – тема тоски, возникающей у человека в поисках своего собственного места в мире постоянных изменений, обновлений и трансформаций. Это, можно сказать, продолжает тему Алмонда – у него человек, тоскуя, цепляется за соломинку собственных воспоминаний, пусть и без уверенности, что данная соломинка удержит его на плаву. В "Памятниках..." соломинкой (увесистой такой соломинкой) становятся покинутые монументальные конструкции. Они – своеобразные символы, громоздкие свидетельства того, что прошлое действительно было. Было – и прошло, предоставив настоящему решать проблемы и разбираться с последствиями. Монструозные же монументы, окаменев в своей тяжеловесности, остались как напоминание. Или, может быть, на страже?

Коньячный цех

В подвалах бывшего коньячного цеха разместился проект "Материя & Память" – большая выставка молодых художников из разных стран. Ситуации повторения, следования уже немного подзабытым трендам и мотивам не редкость для подобного рода проектов. Как всегда, у кого-то получается совсем вторично, у кого-то – не совсем. К первой категории можно, например, отнести видео Лауры Кух, очень точно названное "Рассказывая об этой работе 1 час 17 минут". Йозеф Бойс пару десятилетий назад был куда более лаконичен. Другой немец, Оливер Хайнценбергер, представил "Ящик со звуком собственного создания" – работу по-своему симпатичную, хотя и сквозь нее видно текучее лицо "Флюксуса".

Заявлять "Мы – ваше будущее!" могут только там, где вопрос о повышении рождаемости точно не стоит. Для этого спецпроекта биеннале отобраны художники из тех стран, где проблем с демографией нет, точнее, только одна – слишком высокая рождаемость. Футурологи обещают, что, если этот прекрасный мир не накроется в ближайшей будущем медным тазом, довольно скоро лишь редкий землянин не будет иметь примесей азиатской или латиноамериканской крови. Пока в актуальном искусстве правят бал представители стремительно стареющей Европы и теснимые соседями по материку белые американцы. Присутствие на больших арт-форумах художников из Азии или Латинской Америки давно никого не удивляет, однако до лидирующих позиций китайцам, кубинцам или мексиканцам еще далеко. Последнее совершенно не означает того, что к ним не надо присматриваться.

Стоит особо обратить внимание на работы китайца Хуанг Яна. Например, от его статуи Мао сразу веет чем-то совсем знакомым. Подходишь ближе и видишь, что лицо Великого кормчего украшает синий дракон, напоминающий гжельские орнаменты, бессмысленные и беспощадные.

Как часто бывает, среди многочисленных иероглифов и фарфоровых потеков нефти самым "восточным" оказался латиноамериканский автор Фабиан Маркашио со своей сугубо ориентальной палитрой "Художника в период нечеловеческих прав". В целом же художники с континента, где давно никого не удивишь революцией, вооруженным восстанием, путчем или просто уходом в леса с оружием в руках, по вполне понятным причинам отдали должное радикальным политическим практикам.

Галереи и гастарбайтеры

"Риджина", равно как и галерея Гельмана, представила свой первый после переезда проект. Это UFO Андрея Рудьева – два подвешенных к потолку огромных диска, имитирующих днища летающих тарелок, столь милых сердцу ученых разной степени маргинальности и умалишенных разной степени запущенности заболеваний. Стоя под макетами НЛО, думаешь, впрочем, не столько о самом занимающем умы героев "Секретных материалов" феномене, сколько о том, насколько хорошо закреплены "висящие тарелки", – очень уж они массивны.

В галерее Гельмана – совместный проект Ильи Чичкана и группы "Синие носы". "Игры разума" – это большие живописные портреты ученых и мыслителей (среди них – физик Эйнштейн, математик Перельман и недавно скончавшийся философ Бодрийяр), к которым прикручены баскетбольные корзины. Если уж не попасть в кольцо, то хотя бы съездить светилу по физиономии.

Десятой выставкой "Винзавода" по праву могут считаться ремонтирующие арт-центр гастарбайтеры из Средней Азии. Они веселы и довольны; некоторые, сбиваясь в небольшие стайки, поют песни далекой родины.






Материалы по теме:

27.02.2007 abc.etc



Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования