Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 19.01.2021

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Выставки

Современное искусство становится истеблишментом
20 февраля 2007

Основной проект биеннале покажут в недостроенном здании Башни "Федерация" и в реконструируемом ЦУМе. Параллельная программа распределена между Винзаводом, МУАРом, ГЦСИ и новой галереей "Зураб". Именно такие пространства, по словам главы ФАКК Михаила Швыдкого, определяют сегодня "физиологию современного искусства". // полностью...









Москве не отсидеться

Вадим Нестеров
Газета.Ru

21.02.2007

На пресс-конференции, посвященной грядущей Московской биеннале современного искусства на вопрос, стоит ли Йоко Оно и Комар с Меламидом 52 миллионов рублей, был дан твердый ответ.

Пресс-конференция, анонсирующая Вторую московскую биеннале современного искусства, началась как-то вяло. Вот летом прошлого года, когда Вторую биеннале представляли еще предварительно, было поживее. Сам Михаил Швыдкой подытожил свою вступительную речь: "Главное, чтобы было весело. А то вон какие смурные сидят!".

Но перед премьерой (а биеннале, напомним, пройдет с 1 марта по 1 апреля 2007 года) все как-то посерьезнели и, вопреки заветам, посмурнели.

Сидели, рассуждали про значимость современного искусства в современном же мире и сыпали цифрами и фамилиями.

На сей раз международный коллектив кураторов решил не делать единый проект, а учинить ряд выставок, подготовленных индивидуально и в группах. Всего кураторов будет восемь: Иосиф Бакштейн, Даниель Бирнбаум, Яра Бубнова, Николя Буррио, Гуннар Кваран, Роза Мартинес, Ханс-Ульрих Обрист и Фулия Эрдемчи, а вот подготовленных ими выставок – всего пять. Нам расскажут про искусство в эпоху социального дарвинизма (выставка называется "Только примечания?"), просветят относительно американского видео-искусства начала третьего тысячелетия, будет "История в настоящем времени", безымянный пока проект Николя Буррио про капитал, а пятый проект носит вообще роскошное название "После всего".

Но это только выставки основного проекта. "Программа специальных проектов" включит в себя ретроспективу Пьера и Жиля, фильмы Мэтью Барни, а также проекты "Верю", "Движение, эволюция, искусство", "Соц-арт. Политическое искусство в России и в Китае", "Мыслящий реализм", Art Digital 2006 и другие (всего более 25 проектов). Привезенные персоналки (нездоровое волнение могут вызвать Йоко Оно и Комар с Меламидом) составят программу "Специальные гости биеннале". А философская конференция "Создавая мыслящие миры" уже прошла – в декабре.

Но это только то, за что отвечает непосредственно оргкомитет. А вообще-то бренд "Вторая московская биеннале" может взять во временное пользование любой желающий, и это называется "Параллельная программа".

Поэтому выставки пройдут едва ли не во всех столичных галереях, и на все экспозиции вы не попадете при всем желании.

Не в том дело, что ожидается более 100 художников из 35 стран мира. Просто биеннале расползается как в пространстве – выставки пройдут в Башне федерации в Москве-Сити и в ЦУМе, Музее архитектуры им. А. В. Щусева и "Третьяковке", далее везде, до "Винзавода" включительно, – так и во времени. Несмотря на то что официальное начало только 1 марта, на днях уже показали и выставку под названием "Движение. Эволюция. Искусство", и проект "Дневник художника". Во всем этом многообразии, похоже, не ориентируется уже никто, включая комиссара биеннале Иосифа Бакштейна, который и доводил эту информацию до присутствующих.

В общем, пока не приступили к вопросам, все шло традиционно и скучновато. Потом присутствующим журналистам предложили спросить что-нибудь у Михаила Швыдкого, потому как тому пора бежать. Сначала у главы ФАКК допытывались, чем обусловлен выбор в качестве мест проведения Башни федерации и недостроенного нового здания ЦУМа, но Михаил Ефимович ответа не дал, мол, понятия не имею, я арендой не занимался, наверное, на что денег хватило, то и арендовали. Вторая попытка допытаться оказалась более удачной.

Вопросу, сколько затратило государство на эту биеннале, Михаил Ефимович просто обрадовался: "О, это я знаю! Мы выделили 52 миллиона рублей. Они говорят, что потратили меньше, но наверняка 52, меньше никогда не бывает".

И Михаил Ефимович начал протискиваться к выходу, приговаривая на ходу: "Я пойду. Я все равно уже мало что понимаю. Мой вкус так и остался на уровне Шишкина. Поэтому я пойду, а оставшаяся интеллигентная публика будет общаться о современном искусстве".

Оставшаяся публика не замедлила продемонстрировать свою интеллигентность. Первым делом к ответу призвали оставшегося представителя власти – начальника Управления современного искусства ФАКК Майю Кобахидзе. У нее поинтересовались примерно следующим. Вот вы, мол, традиционно привечаете всякий сброд, даете каждый год бешенные миллионы одной и той же банде жуликов, а они потом на деньги налогоплательщиков на сцене непотребством занимаются.

Несколько растерявшаяся Майя Бадриевна в ответ заявила, что на классическую культуру агентство денег выделяет не меньше. Что Москва по-прежнему стремится быть одним из центров современного искусства, поэтому биеннале нам насущно необходима, чтобы не отставать от цивилизованного мира, а что до обвинений в кумовстве, то в агентстве периодически бывают конкурсы, подавайте заявку и занимайте мое место.

Зал откровенно веселился, но возникшая денежная тема уже овладела умами.

Сразу же после этого не замедлили попытать комиссара биеннале Иосифа Бакштейна. Мол, в череде скандалов, сопровождавших Первую биеннале, не последнее место занимал вопрос оплаты кураторов. Дескать, ходили слухи о совершенно несусветных деньгах, которые им заплатили, скажите, пожалуйста, сколько тысяч долларов им дадут на сей раз?

Иосиф Маркович держался геройски и точные суммы не называл. Причем настолько упорствовал в этой своей партизанской стойкости, что даже на вопрос о ценах на билеты ответил буквально следующее:

"Входной билет... Если мне не изменяет память... Я, конечно, могу ошибаться... Будет стоить... (долгая пауза) Ну пусть будет сто рублей".

В общем, единственная точная цифра, которую услышали жадные до конкретики журналисты, была следующая. "По всему миру, – заявил Бакштейн, – проводится примерно 66 биеннале современного искусства. И ни одна из них не стоит дешевле трех миллионов евро".

И всем стало ясно, что биеннале Москве жизненно необходима. Потому что главная цифра – не три миллиона, а шестьдесят шесть. В ситуации, когда все приличные столицы уже имеют собственную биеналле, мы просто не имеем права отсиживаться в стороне.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования