Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 29.08.2016

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс

Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: пресс-конференции

8.07.2004,

Наталия Миловзорова
GiF.Ru


8 июля состоялась пресс-конференция по поводу 1-й Московской биеннале. Президиум составили руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, начальник Управления современного искусства Федерального агентства по культуре и кинематографии Майя Кобахидзе, ее заместитель Александр Заволокин, комиссар Биеннале, генеральный директор ГМВЦ РОСИЗО Евгений Зяблов и куратор-координатор Биеннале Иосиф Бакштейн.

Пресс-конференция была, говоря языком рекламы, "имиджевой", – ее центральным заявлением стало "Московская биеннале состоится".

Итак, итоги первой пресс-конференции.

Что стало известно. Внесена ясность относительно экспозиционных мест, – центральной площадкой биеннале станет ЦДХ. Еще четыре – ГТГ (возможно, это будет подготовленный Андреем Ерофеевым показ фрагментов собранной им коллекции), ГМИИ им. Пушкина (будет демонстрироваться видео, – по словам присутствовавшей на пресс-конференции Ирины Антоновой, – Билла Вайолы), МУАР и Московский Музей современного искусства (по словам И.Бакштейна, "о собственном проекте Церетели в рамках биеннале речь не шла") – разместят части основного проекта.

Все шесть кураторов делают единый проект, кроме Роберта Сторра, который представит на биеннале свою собственную кураторскую работу (подробности не оглашаются). Программа биеннале будет включать кураторские проекты Галереи М. Гельмана (актуальное искусство стран СНГ), Клуба Коллекционеров современного искусства (из собственных собраний), и, по словам И.Бакштейна, ведутся переговоры о проекте ГЦСИ.

Что осталось неясным. Тема о спонсорах и негосударственном финансировании биеннале осталась открытой. Имеется гарантированный миллион от Минкульта (по привычке блиставший остроумием Михаил Швыдкой процитировал по этому поводу чеховскую "Чайку": "Вот вам рубль на троих"). Другое дело, что при ограниченности во внешних финансах (спонсоры, вероятно, есть, но на пресс-конференции не было сказано ничего, кроме того, что "ведутся довольно успешные переговоры с социально ответственным бизнесом"), размах и качество (зарубежные художники дороги) может сильно сократится.

Остались неназванными имена художников-участников (об этом – ниже в вопросах "Коммерсанта" и GiFа) – как иностранных, так и российских. Соответственно, и кураторская концепция, поддерживающая название "Диалектика надежды", не была пока озвучена.

По традиции GiFа предоставляем запись отдельных фрагментов пресс-конференции.

"Коммерсантъ": Цель биеннале – показать Россию миру или мир России?

М.Швыдкой: Учитывая, что тема биеннале звучит как "Диалектика надежды", то и то, и другое.

"Коммерсантъ": В пресс-релизе есть замечательный список звезд мирового искусства с сопровождающей формулировкой: "Им предложено сотрудничество". Кто-нибудь из них согласился на это сотрудничество?

Е.Зяблов: Действительно, я не могу еще говорить наверняка, кто согласился и на каких условиях... у нас еще не закончен этап дискуссии с кураторами. Мы будем готовы это обсудить буквально через 2-3 недели. Я это практически обещаю.

"Голос России": Планируется ли в перспективе проведение программы пропаганды актуального российского искусства?

М.Швыдкой: Наше актуальное искусство в постоянном режиме существует в галереях мира. Но если говорить о крупных акциях, то РОСИЗО и коллеги из ГЦСИ проводят постоянные выставки за рубежом; мы – участники всех крупнейших биеннале и триеннале мира. И в этом смысле недавнее представительство российских художников в Венеции было достаточно показательным. В 2005 году планируются несколько очень крупных акций. С октября 2005 по февраль 2006 мы будем представлять российскую культуру в Брюсселе в рамках знаменитого фестиваля Europaria. Современное российское искусство будет представлено и на выставке "Вся Россия", которую мы планируем открыть в сентябре 2005 в музее Гуггенхайма: все залы музея будут посвящены только русскому искусству – от иконописи до начала XXI века.

GiF.Ru: Мой вопрос продолжает тему художников-участников биеннале. Сегодня не прозвучало имен российских художников, включенных в проект. Но в конце мая газета Коммерсантъ поместила статью, где перечислялись три участника – АЕС, "Синие носы" и Олег Кулик. Не могли бы Вы прокомментировать, – это преждевременная информация или конкретика в отношении некоторых фигур уже есть?

И.Бакштейн: Утечки бывают всегда... Мы объявим имена как только они будут согласованы. Существует кураторская практика, когда при организации масштабных событий отечественных художников выбирают и предлагают в основном кураторы-гости, иностранные кураторы. Поэтому мы прислушиваемся к мнению наших зарубежных коллег, у которых более независимый и сбалансированный взгляд на происходящее в России. За оставшуюся неделю – до первого августа – мы об этом расскажем.

О.Лопухова, исполнительный продюсер фестиваля Арт Клязьма: Из 50-ти отобранных Вами проектов каков процент новых, специально сделанных для биеннале? Я понимаю, что при таком ограниченном бюджете идет прокат существующих проектов, но, может быть, уже известно процентное соотношение с новыми работами?

И. Бакштейн: Наша цель, – чтобы максимум проектов были созданы специально для мероприятия, но это, конечно, зависит и от нашего бюджета. Процентное соотношение мы не высчитывали. Документа в Касселе имеет бюджет 11 миллионов евро и около 70% произведений создается специально для нее. Мы, конечно, стремимся, к этим цифрам...

М.Швыдкой: К 11 миллионам евро?... Можете даже не стремиться. Отпустите меня, ладно? – меня ждут на заседании. Денег мы даем, к сожалению, много.

"Газета": Мой первый вопрос касается истории проекта. Будет ли в ней обозначена каким-либо образом роль Виктора Мизиано, с которым для многих из нашей художественной общественности ассоциируется инициация этого проекта.

Второй вопрос касается кураторской группы. Только что говорилось о "свете с востока", при этом представитель Восточной Европы только один, – это Яра Бубнова.

И.Бакштейн: А мы?!

"Газета": Кроме, конечно, принимающей стороны. По какому принципу объединяется эта художественная группа и за какие части проекта будет отвечать каждый из этих кураторов? Только ли это принцип звездности или это каким-то образом обусловлено концепцией биеннале?

И третий вопрос касается конференции кураторов (имелся в виду "Большой проект для России" – прим. GiF), – будут ли опубликованы материалы этой конференции, – насколько я знаю, они уже подготовлены к публикации.

Е.Зяблов: Безусловно, материалы симпозиума "Большой проект для России" очень важны и можно только выразить сожаление, что потребовался фактически год на то, чтобы привести эти материалы в "печатный вид", согласовать все концептуальные положения с участниками. Теперь они подготовлены, такое издание появится, и мы будем стремиться сделать это как можно раньше. Так будет восстановлен диалог между тем, как виделись перспективы год назад и тем, что практически теми же участниками проектируется сейчас.

И.Бакштейн: По поводу первого вопроса могу сказать, что обсуждение Московской биеннале начиналось еще Леонидом Александровичем Бажановым много лет назад; тема эта была совершенно очевидна, поэтому весь наш узкий круг ее обсуждал.

Вклад Виктора Мизиано сложно переоценить. Он был одним из инициаторов, и мы обсуждали этот проект с ним, и с Евгением Максимовичем (Зябловым – прим. GiF), и с коллегами из Министерства – Александром Заволохиным и с Майей Кобахидзе. Это обсуждалось более двух лет. И я подчеркиваю, что это была инициатива Министерства культуры Российской Федерации, ныне Федерального агентства по культуре и кинематографии. Витя принимал активное участие в подготовке, но, – поверьте мне, я не какие-то слухи опровергаю, – человек сверхъестественно занят. Мало того, что он редактирует ведущий художественный журнал в нашей стране, он является руководителем ближайшей биеннале в Сан Пауло, а также российского павильона на Венецианской биеннале. Помимо этого он делает огромное количество проектов. По этим причинам я был назначен куратором-координатором. Но не главным куратором, потому что у нас все вполне демократично, и кураторская группа формировалась из единомышленников и людей, которые знают друг друга много лет. И мы решили, что такой сильной командой это делать будет интересно. И потом это сложный проект, он требует консолидации усилий...

GiF.Ru: Если не ошибаюсь, в только что выданном нам пресс-ките и на сайте Московской биеннале нет упоминания имени Мизиано.

И.Бакштейн: Он является заместителем председателя оргкомитета Московской биеннале. И в этом качестве Витя продолжает оказывать самую действенную помощь этому проекту. А в пресс-материалах не было идеи оглашать списка всего комитета.

Artinfo.ru: С одной стороны, известно, что в последнее время биеннале достаточно сильно политизированы. С другой – в название вынесена цитата из Кагарлицкого, который весьма левый идеолог. Мой вопрос – о политическом стейтменте.

Е.Зяблов: Искусство не существует в изоляции, актуальное искусство потому и актуально, что оно социально и политически ангажировано. Так что, безусловно, это будет не только эстетическая, но и культурно-политическая направленность.

(ответ из президиума): Биеннале не будет левой, но проблемы, которые поднимают художники, актуальны для общества. В этом смысле то, что биеннале международная позволит не замыкаться на внутренних проблемах и представить мировой мониторинг проблем.

"Российский курьер": Поскольку в пресс-ките приведены биографии этих самых семи знаменитых кураторов, я не поленился и посмотрел; почти все участвовали во франкфуртской Манифесте. Отсюда вопрос, насколько это междусобойчик и насколько Московская биеннале будет награждена чертами Манифесты?

И. Бакштейн: Это, конечно, круг людей, которые в последние годы участвовали в знаковых проектах и являются единомышленниками. Возможно, любой профессионал знает свой круг и, конечно, удобнее иметь дело с людьми, с которыми у тебя есть общий язык.






Материалы по теме:




Ссылки:

















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования