Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 15.11.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Вой по настоящему

Татьяна Хорошилова
Российская газета (Москва)

11.02.2005

Субъективные заметки с Первой Московской биеннале современного искусства

Ракурс

МЕСТО действия: Москва, Музей Ленина, ЦДХ на Крымском Валу, Музей архитектуры, Музей изобразительных искусств...

В первый день Музей Ленина посетили 1500 человек, во второй – столько же, в третий – 1000... В мировой прессе одобрительные отзывы: в сегодняшней России государство либерально и демократично относится к современному искусству. Правда, по телевизору в дни открытия перед Музеем Ленина показали митингующих и протестующих.

Биеннале – высшая точка активности мирового современного искусства.

Биеннале проходят в Венеции, Сан-Паулу, Лионе, Сиднее, Стамбуле, Кванджу. В Москве она проводится впервые. Это более 30 выставок специальной программы, множество экспозиций в параллельной программе. Более того – это история российского концептуализма, начиная с 1960-х годов, когда в Манеже выставились внуки Малевича и Кандинского.

Вперед в прошлое

В 1915 г. Малевич выставил "Черный квадрат". Он вступил в ту область, где колдуют экстрасенсы. Критики забились в конвульсиях. Бенуа назвал "Черный квадрат" Малевича той иконой, которую предлагают взамен мадонн и которая приведет к гибели.

Термин "авангард" вышел в обиход в начале XX века – им называли творчество кубистов, футуристов, абстракционистов. Его смысл – в поисках нового языка и новых форм, а не в духовном лидерстве, как иногда ошибочно считают.

Искусство либо восходит к духовным вершинам, либо нисходит в пропасть.

Пропасть наступила после революции, когда ИЗО в правительстве Ленина возглавил ретушер из Парижа Д. Штеренберг. Он ввел талоны на краски, отказав Нестерову, Пастернаку, Рериху как белым. Стенка шла на стенку, уничтожая основу – школу. Шло "оптовое разрушение искусства".

Утвердившийся в Советской России соцреализм подмял и тех, и других.

После смерти Сталина, когда началась оттепель, художники стали свободнее дышать. К 30-летию МОСХа в Манеже выставили всех маститых художников и группу молодых абстракционистов. Хрущев приехал сюда 1 декабря 1962 года, вместе с ним – Суслов, Полянский, Косыгин. Первый взрыв гнева произошел возле картины Фалька: "За что этому художнику платят 50 рублей? За эту мазню? Денег ему дать до заграницы". Хрущеву ответили: "Фальк уже 4 года как на кладбище".

Потом Хрущев прошел в комнату, где были работы Эрнста Неизвестного непонятной конфигурации, но из бронзы.

"Где взял? " Неизвестный схватил премьер-министра за рукав, чтобы поговорить как мужчина с мужчиной.

"Пидарасы несчастные..." – бросил Хрущев и выбежал из Манежа.

После разгрома в Манеже абстракционисты ушли в глухое подполье.

Началась эпоха квартирных выставок. Сбивались в маленькие замкнутые группки. Так появилось "Коллективное действие", где главный посыл существования был – "невхожесть в официальную культуру", другие объединения. Но принадлежность к группе, "секте" оказалась сильнее принадлежности себе.

"Молодыми дикарями" заявили себя "Мухоморы". Они были подобны ядовитым грибам. Художники впрыскивали в систему свой яд, он был разлит в их картинах, которые до бешенства раздражали власти. Обыски КГБ на квартирах были обычным делом. Их таскали на Лубянку и в психушки. Они выставлялись в лесу. Холсты в интерьере леса давили бульдозерами как гнилую картошку на ферме.

Свободу они искали внутри себя. Они были внутренними эмигрантами.

Они хотели было прильнуть к магистральному культуропроводу страны, но помнили, как их отцов, окинув беглым взглядом, обозвал Хрущев "пидарасами" и "абстракционистами".

Коллекционеры за банку тушенки или капроновые чулки покупали у них полотна.

При Брежневе в официальном искусстве все было лучезарно, в подпольном – мрачно, "чернушно". При Горбачеве мрак вышел из подполья и разлился по официальным выставочным залам. На Каширке в Москве открылась выставка подпольщиков, на которую приехал Милош Форман. Он оставил "восторг" в книге отзывов, а "голоса" раструбили об этом всему миру. Но Запад не хотел их "усыновлять"

Потом стали биться за Битцу. Битцу отвоевали. Но Битца превратилась в помойку, как и Арбат.

Время было как погода в марте: то на холод, то на тепло.

Потом английский дом "Сотбис" устроил аукцион в Москве авангардного искусства. С аутсайдерами выставился Илья Глазунов и проиграл. Ему заплатили меньше.

Картину "Фундаментальный лексикон" Гриши Брусникина оценили в 242 тысячи фунтов стерлингов. Всего авангардисты собрали более двух миллионов фунтов стерлингов...

Последние стали первыми. Квартирные мастерские опустели. Все вывезли на Запад. И сами художники поуезжали. В Америке на них обрушился денежный шок, там они пообзавелись хорошими штанами и ботинками. Но потом им стали говорить, что нужно учиться говорить лучше, что говорят они коряво.

Художники, подучившись, стали возвращаться в Россию. Но им предстояло доказать пригодность к новому времени, ради которого они боролись со старым. Ведь раньше категория неофициального искусства могла заменить категорию художественности. Начались поиски новых идей и символов.

"В светильниках бронзовых венчики пламени,

Приди, дорогая, приди!

Мы будем нагие сплетаться на знамени,

Поставленном посреди.

Бой тел мускулистых

К свободной гимнастике,

Ты словно богиня, я – бог,

На фоне огромной языческой свастики

Узор из мучительных ног".

(П. Папперштейн).

И вот 1-я Московская международная биеннале современного искусства. Это значит не только выстояли, выжили, но сынтегрировались с Западом и Америкой.

Основная выставка проходит в Музее Ленина. Уже то, что художникам отдали культовое здание – делайте что хотите, говорит о победе свободных художников. Правда, в другой, демократической стране.

Провокации вместо идей

Проходишь пост милиционера – и тут же, на первом этаже, инсталляция российской группы "Синие носы". В ряд стоят несколько ящиков, в которые проецируются видеосюжеты. В одном – половой акт, но не на "знамени"... а в пустоте. Эдакая "быстрая камасутра": мужики подбегают к голой женщине и имеют ее каждый по-своему – сверху, снизу, сбоку... В центральном ящике, как в гробу, переворачивается Ленин. Эту инсталляцию отобрали на Венецианскую биеннале.

На втором этаже – деревянный клозет с замерзшей мочой, свисающей в виде желтой сосульки почти до земли... Такой видит художник нашу сегодняшнюю жизнь.

Революция в искусстве закончилась. Как верно замечено, началась дискотека.

В ЦДХ на Крымском Валу – выставка "Россия-2" из специальной программы, организованная галереей Марата Гельмана. Как можно догадаться, это какая-то другая, новая Россия. Но в чем же новизна?

При входе в зал – чучело двуглавого орла в инсталляции, увы, его мы видели на выставке в ЦДХ еще в 1990 году. Тут же полочки с экскрементами. Посетителю надо отгадать, кому какие какашки принадлежат. Но Александр Бренер лет десять назад сходил в Музее изобразительных искусств по нужде прямо под академической картиной.

Поскольку нет свежих идей, то художники идут на провокации.

При входе в зал на видео – изображение Спаса, на лик Спасителя спроецирован работающий видеоэкран, где мелькают отрывки рекламы, роликов. Тут же, надев наушники, слушаешь голос президента, поздравляющего российский народ с Новым годом...

По мнению бывшего сценариста и актера, а теперь священника Ивана Охлобыстина, визуализировать образ Христа нельзя в принципе, это эстетизация зла. Православные верующие тут же подали на Гельмана в суд за осквернение образа Спаса. Говорят, Гельман обрадовался, только этого и ждал.

При выходе из зала, спускаясь по лестнице, наступаешь на видеоизображение творящего молитву человека (в ЦДХ – сплошной видеоарт). Здесь же – субтитры молитвы "Отче наш". Получается, хочешь не хочешь – попираешь ногами святое...

***

Почему нет скандалов?

Компетентно

НА ВОПРОСЫ корреспондента "РГ" отвечает директор пресс-центра Московской биеннале Семен Михайловский.

- Многие посетители жалуются, что не могут понять смысл выставленных работ?

- Есть два подхода к экспонированию современного искусства. Можно просто показывать вещи, снабжая их этикетками. Можно расшифровывать, что на них изображено. Но есть сложность в интерпретации современного искусства – не все его понимают.

- Можно ли выделить направления, представленные на биеннале?

- Очень много видеоарта. Именно он зачастую публике не понятен.

Мне странно тоже, почему нет скандалов, конфликтов, общественность спокойно ко всему относится... Наверное, это показывает либерализм государства, широту его.

- Сколько на этой выставке русских художников?

- Более 300 русских, 50 иностранных. Первой свою инсталляцию закончила Сяо Фэй, дочка известного китайского скульптора, который создал шестиметровую фигуру Дэн Сяопина.

Триши Доналли из Америки приехала, чтобы в метро на Воробьевых горах воспроизвести волчий вой. Ей запретили. Она приехала в Музей Ленина. Нашла коробку, вмонтировала звук, но вой оказался очень тихим. И она несчастная уехала, так и не повыв.

- Биеннале демонстрирует победу современного искусства, но одновременно и отсутствие больших художников... Существует проблема академической школы?

- Ее сегодня по существу нет. Первый-второй курсы студентов в академии учатся классике, потом начинают мутировать... Уж если ты академик, то пиши как Караваджо, Брюллов. А у нас президент Академии – Зураб Церетели. Это лицо нашего академического искусства. Что же тогда спрашивать с других?






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования