Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды

Московская биеннале откроется волчьим воем


Объявлен список участников 1-й Московской биеннале современного искусства, которая откроется 28 января в бывшем Музее Ленина. Кроме того, стали известны некоторые проекты, которые покажут художники. Правда, не все они пройдут там, где предполагалось.

В основном проекте биеннале примет участие 41 художник. Они были отобраны кураторами из 22 стран мира. Их имена, скорее всего, не очень известны нашей публике: Джереми Деллер, Янг Фудонг, Сэм Дюран, Триша Доннели, Фатима Туггар... Между тем большинство из них – настоящие звезды современного искусства. Лауреат британской Премии Тернера (самой престижной премии в области современного искусства), два номинанта Премии Хуго Босс (американский аналог Премии Тернера), участники престижнейшей "Документы", Венецианской биеннале, "Манифесты", биеннале в Сан-Паулу, Стамбуле, Лионе, Кванчжу и т.д. От перечисления дух захватывает: все эти художники покажут свои работы в Москве, которая, получается, на месяц превратится в мировую столицу современного искусства.

Часть художников привезет уже готовые проекты, но некоторые специально для Московской биеннале сделают совершенно новые. Про некоторые новинки известно. Так, американка Триша Доннели покажет звуковую инсталляцию с воем волков. Первоначально инсталляция должна была звучать на станции метро "Воробьевы горы" – прямо из туннелей. Однако нервами пассажиров решили не рисковать: инсталляция будет представлена, по-видимому, в здании Музея Ленина. Что жаль. Во-первых, потому, что саунд-арт – одно из самых интересных и модных направлений в современном искусстве и для его демонстрации нужны особые места. Во-вторых, потому, что Москва совсем не избалована так называемым паблик-артом, то есть искусством в общественных местах (скульптурные памятники – это другое). Наконец, в-третьих, потому, что биеннале современного искусства на то и биеннале (то есть мегавыставка), чтобы задействовать весь город, а не только специальные выставочные площадки. Проекты, выставленные на всеобщее обозрение, должны сигнализировать, что современное искусство пришло, они должны манить, зазывать, рекламировать, пропагандировать. В Венеции во время биеннале оживают пустующие палаццо. Крохотный Кассель за время "Документы" посещает 600 тысяч человек. А на биеннальский вернисаж в 20-миллионном Сан-Паулу приходит 60 тысяч человек!

В Москве же современное искусство прячут. Так, на всякий случай. Ну зачем вам метро, пусть в музее будет, там никто ничего не услышит и не увидит. Проект австрийца Константина Лузера "Световая пишущая машинка", который в других городах художник показывает на стенах небоскребов, в Москве будет показан на стене Центрального дома художника, причем не со стороны Садового кольца, а со стороны сада, куда, кроме детей с няньками, никто не ходит. И правильно, ведь проект заключается в том, что любой прохожий может на клавиатуре набить любую надпись и эта надпись засветится на стене гигантскими буквами. А какие надписи пишут москвичи, известно.

Болгарский художник с приятным для русского уха именем Иван Мудов хотел установить на фасаде Музея Ленина гигантский пропеллер (как часть инсталляции "Ветер перемен"). Установит, но не на фасаде, а где-то опять же подальше от глаз.

Но, несмотря на все эти запреты и предосторожности, которые можно объяснить лишь тем, что биеннале проводится в Москве впервые, современное искусство все равно приходит: уже на этой неделе открываются первые выставки специальной и параллельной программ биеннале.



полный адрес материала : http://www.gif.ru/themes/culture/bi-2005/wolf/


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования