Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 14.11.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Вынесли Ленина

Сергей Соловьев
Новые Известия

27.01.2005

Завтра в Москве открывается Первая московская биеннале современного искусства

Однимы из фаворитов биеннале обещает стать проект московской группы AES под названием Action Half Life.

Ради этого беспрецедентного в России смотра из Центрального музея Ленина на Красной площади убрали все реликвии вождя революции. Накануне открытия обозревателю "Новых Известий" удалось встретиться с кураторами и выяснить, каким будет первый форум современного искусства в Москве.

По мировым меркам, Россия на арт-сцене – новичок и недоросль. Само слово "биеннале" здесь мало кому неизвестно. В Венеции, где двухгодичные смотры проводятся уже сто лет, к нему привыкли. У нас же половину журналистов до сих пор не знают, как это слово правильно писать: то ли "биеннале", то ли "бьеннале" (словарь иностранных слов рекомендует и тот, и другой варианты). Министерство культуры и Михаил Швыдкой, который возглавил оргкомитет, настаивают на букве "и" – так благозвучней. Слово это отчего-то женского рода – поэтому "московская биеннале" звучит будто "московская блажь". Москва – женщина и в отличие от Питера любит рядиться в причудливые одежды – биеннале как раз для нее.

Острее всего московскую экзотику чувствует испанка Роза Мартинес, которая устраивала биеннале в Барселоне, Санта-Фе и Стамбуле (после этого она возглавила Стамбульский музей современного искусства): "Когда мне предложили сделать главный проект в Москве, я ни на минуту не сомневалась, что буду участвовать, – делилась арт-знаменитость с "Новыми Известиями". – Новые проекты – это новые возможности. И Москва в этом плане – настоящий магнит. Пора уже избавиться от доминант старых центров – от главенства Нью-Йорка, Парижа или Венеции. Я знала, что в Москву надо везти молодых и перспективных художников со всего мира. Тогда это будет прорыв".

В начале биеннального движения, в Венеции или Сан-Паоло сооружались крупные национальные павильоны. В 80-х, когда биеннале стали возникать на периферии (в Стамбуле или Йоханнесбурге), мода изменилась и акцент сместился на интернациональные выставки – важно стало показать современное искусство как единое целое. Когда берешь в руки целую кипу листов – путеводителей по многочисленным выставкам Первой московской биеннале, возникает вопрос: зачем надо было раскидывать вернисажи по всей столице – один в Музее Ленина (на Площади Революции), другой на станции метро "Воробьевы горы", третий у черта на куличках – на Клязьменском водохранилище? Почему бы не собрать все проекты в одном месте (где-нибудь на ВВЦ или Экспоцентре)? Но, оказывается, в том-то вся суть биеннале – фестиваль должен охватить весь город. Международную ярмарку или картинный салон можно устроить в огромном ангаре (типа Манежа). Но организаторы наметили другие цели: надо, наконец, вытащить современное искусство из подвалов и показать широкой публике. Чтобы все увидели, что кроме Церетели, Шилова и Глазунова имеется совсем другое искусство – актуальное, молодое, действительно мирового уровня. Российский куратор Иосиф Бакштейн высказывается о перспективах московского смотра откровеннее всех: "У нас современное искусство до сих пор пребывает в маргинальном состоянии. Нет ни арт-рынка, ни системы кураторов, ни коллекционеров. Вот почему нам нужны такие события, как биеннале: стоит собрать свои силы и посмотреть мировой контекст. Мы до сих пор закрыты для мира. Многие мои коллеги знают, что происходит в Венгрии, Чехии, Болгарии, но понятия не имеют об искусстве в России".

Главная экспозиция под названием "Диалектика надежды" разместится в Музее Ленина. Оттуда уже убрали всю коммунистическую начинку – никаких личных вещей вождя, парадных стягов и партийных реликвий. Осталось пустое здание с обшарпанным мрамором, где днем и ночью теперь монтируются видеопроекторы, звуковые скульптуры, инсталляции и прочие атрибуты современного искусства (в общей сложности 40 отобранных проектов).

"Это, конечно, какая-то мистика, что на биеннале достался Музей Ленина, – говорит болгарский куратор Ярослава Бубнова. – Поневоле здесь современные художники вступают в диалог с советским прошлым. Если бы главная выставка разместилась в Центральном доме художников, все воспринималось бы по-другому. Кстати, нас не раз спрашивали, была ли со стороны властей идеологическая цензура. Могу сказать точно, не было". Таким образом, обязательная доля эпатажа и скандала в здании на Красной площади предполагается".

После того, как наслушаешься от иностранцев восхищенных отзывов о Москве, как о Новых Васюках современного искусства, возникает резонный вопрос: "Почему на первую биеннале в столицу привезут не реальных звезд арт-сцены, а малоизвестных художников?" На него почти одними словами и в один голос отвечают два авторитетнейших куратора Ханс-Ульрих Обрист (куратор Музея современного искусства Парижа) и Даниель Бирнбаум (ректор Франкфуртской школы искусствоведов): "Биеннале нацелена не на мгновенный результат, а на процесс. Здесь завязываются связи и открывают новые имена. Мы могли бы привести любую из знаменитостей. Хоть Дамьена Херста, хоть Маурицио Каттелана. Тем более с ними мы давно знакомы. Но, во-первых, потребовался бы другой бюджет, а не те ограниченные деньги и сроки, что мы имеем сейчас. Во-вторых, самой Москве от этого не было бы никакой пользы. Еще одно музейное шоу. Для первой биеннале важна актуальность и новизна". По мнению Иосифа Бакштейна, биеннале – это альтернатива музею современного искусства, которого в Москве до сих пор нет (музей Церетели, по его мнению, не в счет).

Если судить по отзывам экспертов, "Диалектика надежды", которая и откроется завтра в Музее Ленина, напоминает эстрадный конкурс "Евровидение". Ни один человек не знает, кто из художников там завтра будет главной звездой и фаворитом (а звезды среди них точно есть). В этом и состоит главная интрига нынешнего форума современного искусства. "Новые Известия" обещают рассказать о всех самых важных событиях Первой московской биеннале.

Пятерка выставок Первой московской биеннале, которые обязательно стоит посетить:

  1. "Диалектика надежды". 40 художников из разных стран. Бывший Музей Ленина.

  2. Инсталляция "Приветствие" художника Билла Виола. За премьеры этой звезды мировой арт-сцены сражаются крупнейшие музеи мира. Пушкинский музей.

  3. "Сообщники". Российское искусство 1950-2000 годов, показанное как искусство групп, сообществ, объединений. Филиал Третьяковской галереи (на Крымском Валу).

  4. "Starz". Все звезды неформального московского искусства. Московский музей современного искусства (филиал в Ермолаевском переулке).

  5. "Art digital 2004". Новейшие эксперименты с компьютерными технологиями (о котором "НИ" писали вчера).







Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






Выбирайте только лучшие частные школы Москвы. Частная школа на сайте www.stupeni-lyceum.ru.


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования