Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 21.09.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Беседа Григория Заславского с Иосифом Бакштейном на радио "Маяк"

Григорий Заславский (ведущий программы)
Радио "Маяк"

10.07.2004

В начале следующего года в Москве пройдет I-ая биеннале современного искусства. Гость программы "Культурный вопрос" – куратор, координатор биеннале Иосиф Бакштейн.

- Что бы вы хотели, когда это все закончится, написали газеты?

БАКШТЕЙН: Чтобы они просто захлебнулись от восторга. Я надеюсь на понимание этого предмета коллегами по цеху художественной критики, чтобы они в очередной раз объяснили, проинтерпретировали все то, что мы привезем, все это искусство, все видеоинсталляции, объекты и перформансы. Главное, чтобы как результат какой-то конечный мы говорим о том, что это должно подтвердить факт интегрированности отечественной художественной сцены в интернациональную. А также чтобы понимание отечественной аудитории современной художественной культуры соответствовало предмету. Потому что до сих пор последствия нашей долговременной изоляции, конечно, проявляются, хотя все меньше и меньше. Поскольку наши соотечественники ездят по миру, ходят по музеям, по выставкам, и визуальная культура глобализированная, она все более им понятна и внятна. Поэтому такие очереди стоят на "Арт-Москву", которая до сих пор остается крупнейшим художественным событием в нашем городе. Биеннале, по сути дела, станет таким вот завершением процесса формирования инфраструктуры современного искусства не только в Москве, но и в стране в целом.

Вы говорите: подтвердить интегрированность нашей культуры, то есть вы считаете, что все-таки наше современное искусство является частью мирового. Это, пожалуй, первый вопрос. И еще один. Я недавно с кем-то разговаривал из художников-нонконформистов, шестидесятников, он говорит: "Сейчас, когда смотришь официальное искусство тех времен и свое собственное и думаешь, как же все-таки мы были близки". Вот эта изолированность, она действительно ощущается? Или все-таки, несмотря на то, что мы были отдельно, то искусство, которое было неподконтрольно, внецензурным, но даже и то, которое было социалистическим реализмом, можно ли сказать, что они совсем развивались отдельно от того, что в те годы происходило в Европе и в мире?

БАКШТЕЙН: Нет, конечно, все шло параллельно в мире. И несмотря на эту изоляцию, есть такое выражение Лейбница: "Монада отражает весь мир, хотя она не имеет окон". И вот совершенно загадочным образом, поскольку я принадлежал к кругу художников московского концептуализма, и несмотря на полное отсутствие какой бы то ни было информации, какие-то идеи в головах у моих сверстников, они примерно соответствовали тому, каким образом эволюционировал западный модернизм. Сама идея концептуализма, сюрреализма, абстрактного минимализма и т.д. – это все шло с некоторым запозданием по отношению к тому, что происходило в Европе и Америке.

- Скажите, а программа уже сформирована? Ясно уже, кто какой зал займет и на какое время? Или еще есть возможность у кого-то из художников принять участие?

БАКШТЕЙН: У нас схема не заявочная. Вообще крупные международные периодические выставки современного искусства происходят по двум принципам: либо по модели Венецианской биеннале, где участниками являются страны. Страна либо имеет павильон, как Россия, Франция, Великобритания или Германия, либо она арендует какую-то комнату или палац в Венеции и там представляет искусство своей страны. Это принцип национального представительства. А второй принцип, который доминирует на всех остальных биеннале, это кураторский принцип. То есть есть кураторы, которые приглашают художников, формирует свое понимание этого события, концепцию, модель этого события. И уже приглашают художников к участию. Это не заявочный принцип.

- В Московском случае вы единственный, кого потом будут хвалить и на кого будут валить все шишки за то, что это было так интересно или так радикально?

БАКШТЕЙН: Здесь во всем, естественно, буду виноват я, поскольку я единственный представитель России в кураторской группе. Хотя есть очень сильная команда кураторов, они все звезды интернациональной художественной сцены. Их вместе со мной 7. Это люди, которые входят в первую десятку кураторов с прочной интернациональной репутацией.

Полную версию программы слушайте в аудиофайле.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования