Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 13.11.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









В лабиринте Памяти

Елена Широян
Культура

11.02.2005

Московская биеннале современного искусства

Старинный итальянский город Урбино. Тесная улочка в летний зной, вдали – силуэт собора, будто на картине Ренессанса. На первом плане две женщины беседуют между собой. Мы не слышим голосов, но странную музыку – скорее, гул; он усиливается, когда с порывом ветра подходит третья женщина, ярким красным платьем и статью притягивая к себе внимание, и приветствует подругу. Краткое объятие – какие-то слова на ухо -знакомство – общая беседа. Развеваются легкие одежды... Вот и все действие в знаменитом "Приветствии" Билла Виолы – эту видеоинсталляцию в рамках Биеннале современного искусства показывает Пушкинский музей. То, что в жизни длится 45 секунд, а мы наблюдаем 10 минут, -классика новейшего мирового искусства и одна из главных интриг форума: ролик ждали с нетерпением, и на его презентации в ГМИИ собралось необычно много народу. Выстояв очередь, многоопытные критики раз за разом, не в силах оторваться, смотрели ленту, и сетования были об одном – почему к нам привезли всего одну-единственную работу художника, за эксперименты с освещением и загадочность "ночных" видео прозванного "Рембрандт видеоэпохи"...

Видеоинсталляция "Приветствие" посвящена 500-летию итальянского маньериста Понтормо и впервые была показана в 1995 году на 45-й Венецианской биеннале. Сам Виола (точнее, Вайола – так произносится его имя в США, где живет признанный мастер видеоарта, отдавший ему свыше 30 лет, один из пионеров этого еще толком неизведанного нами вида искусства) говорит, что в основе его творчества – взаимный интерес людей друг к другу, и называет это "прекрасной бесконечной встречей с человечностью" Оперируя замедленной съемкой и прочими чудесами техники, Билл Виола умеет показать на плоском экране трехмерное пространство и время – то, чего не удавалось сделать старым мастерам. Однако его волнуют те же классические сюжеты (например, из христианской истории) и те же человеческие чувства, проявляемые в обыденных жестах: так, "Приветствие" создано по мотивам картины "Встреча Марии с Елизаветой'' но вдохновлено еще и размышлениями о чуде встреч, ежеминутно происходящем в любом аэропорту или на вокзале, о пронзительности приветствий и прощаний... Каждому зрителю позволено увидеть нечто свое: кто-то вспомнит библейскую притчу или фреску Джотто, кто-то – бытовую сцену либо жест.

Главное для Виолы – онтологические проблемы бытия и постижение границ человеческого восприятия. Его произведения полны серьезности и величественности, но лишены иронии, присущей постмодернизму. В качестве девиза он избрал слова персидского поэта-мистика Руми: "Каждое мгновение мир рождается и умирает, и знай, что для тебя в каждом мгновении таится смерть и возрождение" Слова из XIII века американский художник считает применимыми к цифровым технологиям: "Сущность их близка человеческой, и хрупкая природа мерцающих, движущихся образов дает рождение новому гуманизму в искусстве XXI века, пятьсот лет спустя после Ренессанса".

В "Приветствии" эффект искаженной перспективы – реминисценция "невозможных" перспективных построений в ренессансной живописи, а равно напоминание об экспрессионизме в немецком киноавангарде: подчеркнутый психологизм декораций выражает мистический характер происходящего. Персонажи кажутся невесомыми, шествуют плавной, летящей походкой – будто картина ожила. Важнее всего для Виолы, как признается он сам, мгновение эмоциональной взаимосвязи между людьми – этот магический момент часто стремились воспроизвести художники. Особая техника съемки позволяет маэстро прежде невозможное – воплотить время: он замедляет его течение и делает видимым шорох секунд, "скользящих мимо" Обычно не замечаемые нами, они удлиняются, становясь сигналом об эфемерности "реальности" границ нашего опыта и представлений о мире. Давший импульс "Приветствию" волшебный миг библейской встречи Марии с Елизаветой выпадает из потока повседневности – и обрастает ворохом ассоциаций. Художник открыто апеллирует к наследию культуры: старые мастера в его глазах – такие же новаторы, как и он, ибо неважно, какими средствами создается новое видение мира. Историческая память помогает Виоле творить иную реальность – ускользающую от научного описания картину мира, где сомнению подвергается то, что кажется вполне очевидным.

"Приветствие" проходит по разряду топ-проектов биеннале, и уже слышны голоса, что работа Виолы -лучшее на форуме. Первое знакомство Москвы с классиком видеоарта заставило под специфическим углом зрения взглянуть на то, какие проблемы ставит форум современного искусства. Выяснилось – в его полифонии, в мнимой агрессивности и бесшабашности "актуалов" на первый план выходят проекты, связанные с "вечными ценностями". В их числе – тема Памяти, Истории и Humanity. Иначе – человеческой судьбы, неотделимой от судеб всей цивилизации. На фоне легковесных (или, напротив, чрезмерно политизированных) высказываний молодых авторов явственно и громко звучат голоса мэтров – ушедших классиков вроде Михаила Рогинского и мегазвезд Запада, чьи проекты справедливо оказались в центре внимания.

Современное искусство многих сколь притягивает, столь и отпугивает. Порою кажется, будто вам никогда не найти средств коммуникации с его миром... Но ведь это искусство рождается у нас на глазах, подчас – прямо из грубой ткани окружающей реальности, даря нам шанс стать свидетелями, если не участниками, процесса явления на свет еще непонятно какого дитяти. И немало зависит от нашей дерзновенности, фантазии, воли к сотворчеству и готовности рисковать, отзываясь на чужие наблюдения, эмоции, даже фобии, не боясь собственных переживаний. Если вы без страха и предубеждения движетесь навстречу художникам – значит, биеннале принесла праздник и на вашу улицу. И вы не только откроете для себя сонмы новых имен, но обретете массу новых друзей, собратьев по духу или партнеров для дискуссии. Размах, а главное, многообразие Первой московской, заполонившей мегаполис, дает подобную уверенность: здесь рука об руку молодежная тусовка и зрелые размышления. Актуальный дискурс, "отвязные" почти до хулиганства средства выражения, безудержное веселье и горькая ирония. Обойдя семь музеев и десятки выставочных залов, плюс к основной программе вы найдете тридцать спецпроектов – и безграничный простор для размышлений. Равно как редкую возможность не понаслышке познакомиться с тенденциями в мировом арт-процессе и со знаменитыми творцами. Биеннале – не просто выставка, проводимая раз в два года, а настоящий фестиваль (жаргонизм "фест" обнажил латинский корень слова – праздник), художественная модель мироздания, где, как и полагается, по небосклону ходят светила. Иные звездочки едва заметны – нет гарантии, что навсегда не канут в облака, но есть и такие, чей свет уже достиг разных концов этой импровизированной арт-вселенной.

Парадокс, но в море современного искусства, где, по версии кураторов биеннале, практически нет места традиционным видам изобразительно-художественного творчества – живописи, скульптуре и графике, но приветствуются инсталляции, видео, перформансы и всякого рода эксперименты с пограничными техниками, а также откровенное переплетение искусств, близкое к шоу или театральному действу, нашлось место темам "нетленным". И не маргинальное, а вполне центральное место. Поскольку оказалось – почти все "звездные" гости говорят о разных вещах, но невольно сходятся в одном: обращении к Памяти. Во всех ее ипостасях – исторической, культурной, коллективной, индивидуальной. Шубины ее почти непознаваемы, тут бездна лиц и тем, аллюзий и ассоциаций. Куда можно втянуть и совсем простые, пуритански "бедные" предметы, и шедевры заоблачной стоимости. Отличный пример дает Кристиан Болтански: его "Призраки Одессы" во флигеле-руине Музея архитектуры, навеянные "памятью сердца" возникли из десятков старых пальто – меж вешалок будто еще витает тепло давно исчезнувших людей; плюс бабушкин самовар и зал подсвеченных пустых витрин. Ранящий акцент – инсталляция в Аптекарском приказе: на колышущихся полотнищах увеличенные многократно глаза с фотографий узников концлагеря, голос из репродуктора да собачий лай... Работа Болтански не требует длительного осмотра (она и придумана художником всего за час), но тревожит, бередит и надолго остается с вами.

Уверена, есть и другие мнения: к числу самых выразительных жестов в гала-показе, помимо актуализации и десакрализации Музея Ленина -громады в сердце города (мощнейшая аура здания наталкивает на самые невероятные повороты мысли, и память об истории XX века здесь не на последнем месте), можно отнести "Облако" Валерия Кошлякова, видеоинсталляции израильтянки Михаль Ровнер или "Вторжение" захватившее Мультимедийный комплекс актуальных искусств, как теперь именуется Дом фотографии на Остоженке. Его директор Ольга Свиблова возложила на себя роль куратора многочастного и дорогостоящего проекта "Вторжение" специально произведенного к фесту (предмет особой гордости) и совместившего полюса искусства: тут и классическая гравюра, и интерактивная инсталляция, где зрители стали участниками арктического похода, а "капитан" Александр Пономарев "управляет" не только кораблем среди океана – по его мановению стрелки компаса меняют направление на 180 градусов. Не сразу, но и на этой палубе отыщешь след Памяти, а кстати, задумаешься о том, как видит свою миссию художник наших дней: в зависимости от темперамента и ситуации он то летописец, то демиург; а порой един в двух лицах... На протяжении XX века, едва художник отринул функцию ремесленника, закрепленную за ним с эпохи Древнего мира, все активнее набирала силу новая парадигма: произведением искусства либо артефактом считать все, к чему прикоснулась артистическая натура. С этим, разумеется, можно спорить, но факты неопровержимы – цену и ценность может иметь что угодно из наследия, от монументальных опусов до почеркушек; а если так, почему бы не возвести в ранг арт-события все, что случилось с художником еще живым, но уже осознавшим или утверждающим свой звездный статус... И вот вам пример из того же "Вторжения" которое, к слову, начинают старые мастера, чьи гравюры сопоставлены с творчеством иконы фотоискусства XX века -Роберта Мэпплторпа. Видел ли, думал ли, подражал, а может, просто совпал в своем ощущении человека (тоже вечной ценности) мастер 70-х с голландскими маньеристами и их утонченной порочностью, идущей от вечного поиска идеала и культа красоты? Как бы то ни было, полсотни эрмитажных гравюр XVI – XVII веков сопоставлены с работами культового фотографа из Фонда Гуггенхайма (подробнее – см. стр. 16).

Далее мы лицезреем еще одно, хоть и менее плодотворное, обращение к истории искусства. Как к животворному источнику, к ней припала модная группа "АЕС+Ф" с помощью фотоаппаратуры эффектно "переписав" батальные полотна. Вручив сабли подросткам-андрогинам, словно сошедшим с картин Караваджо, группа открыла завесу над своим новым проектом – в сиквеле на тему Апокалипсиса наших дней предполагается сотня композиций.

Светом погасшей звезды (Мэпплторп умер в 1989 году) куратор "Вторжения" пожелал озарить весь проект. Этот своего рода камертон призван связать с проблематикой "новой серьезности" наших звездных авторов: из них в контексте работы с Памятью более всего интересен Гриша Брускин. Это уже "память места" и история индивида – переплелись семейные предания, Холокост, еврейская тема в России. С грустным юмором элегическая инсталляция "Мысленно вами" – доведенный до максимальной визуализации вариант книги, где фото и мемуары проплывают в кружащихся лайтбоксах, – обыгрывает знакомые стеклянные вертушки с профилактическими призывами, стоявшие в каждой советской поликлинике.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






Не знаете, где в Москве лучше и выгоднее всего можно заказать утепление лоджии недорого? Ну конечно же, на нашем сайте! У нас очень умеренные цены и работают только самые опытные мастера.


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования