Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 28.05.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Единица "дискурсивной массы"

Максим Шульц
ArtToday.ru

18.02.2005

Параллельная программа 1 Московской биеннале

Пока участники актуальной художественной сцены выясняли, какая из выставок Московской Биеннале круче – "Сообщники", или "Призраки Одессы", в Центре современного искусства им. А. Зверева открылся привлекший, возможно, не столь много публики проект Hope-Stop!. Впрочем, от количества зрителей значимость проекта не меняется.

Если лозунг Первой Московской биеннале – "Диалектика надежды", то, очевидно, участники Hope-Stop! (по крайней мере, именно такой вывод можно сделать из названия) призывают надежду остановить. Проект Hope-Stop! комплиментарен по отношению к биеннале, дополняет ее. Например, по сравнению с западными фестами, в рамках "первой московской" прошло не так много актуальных дискуссий, в то время как один Hope-Stop! провел их четыре; на биеннале старательно избегали тем, связанных с политикой (исключая, конечно, специфическую позицию "России 2"), а Hope-Stop! активно прорабатывал эту тему. В общем, если принять Hope-Stop! за единицу "дискурсивной массы", оставшиеся проекты биеннале в совокупности едва ли наберут вдвое больше.

Во-многом это объяснимо тем, что Hope-Stop! работает на разных уровнях арт-системы. Куратор Hope-Stop! Александр Соколов называет свой проект мультилэйерным (от английского layer – слой, пласт), причем сама выставка в Зверевском центре – лишь один из слоев. Сюда же относятся дискуссии: в интернете и в помещении центра (помимо прочих, в них принимали участие Александр Тарасов, Борис Кагарлицкий, Виктор Мизиано). К слову, каталог выставки, в качестве особого средства коммуникации, также занимает отдельный пласт Hope-Stop!. Плюс, те самые стикеры, которые приглашенные на открытие основного проекта биеннале с удовольствием отклеивали от стен бывшего музея Ленина и прилепляли на обратные стороны своих бэджей, также являются частью Hope-Stop!. Свои эскизы стикеров мог прислать каждый; самые же известные из авторов – Дмитрий Александрович Пригов, Ирина Корина, Ростан Тавасиев и Давид Тер-Оганьян. Все стикеры были разделены на три группы: "для использования в гостях", "для использования в кинотеатре", "для использования в музее". Это соотвествует делению экспозиционного зала в Зверевском центре – помещение разбито на "квартиру", "кинотеатр" и "музей". Квартира символизирует приватное пространство, 70-80-е годы прошлого века, эпоху апт-арта. Кинотеатр указывает на то, что в 90-е именно он служил основным инструментом обучения новым правилам игры. Музей – 00-е – подобно тому, как стремительно менялись на протяжении последнего столетия принципы и темпы музеефикации актуального искусства, в современном мире порой невозможно понять, какие предметы устарели, а какие еще нет. Соответственно, художники в каждую из групп отбирались по принципу базовых взаимодействий с властью, тем более, критический месседж проекта очевиден. В первом случае, это группа "Гнездо", Константин Звездочетов, Павел Пепперштейн (особое внимание привлекает его инсталляция "Свастика из обуви"). Во втором – Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский, Стас Шурипа, Юлия Кисина, Борис Михайлов. В третьем, Ольга Егорова (Цапля), Анна Ермолаева, группы "Что делать?" и "Escape", а также товарищество "Никола-Ленивецкие промыслы", прославившееся возведением в декабре 2004-го огромной плетеной ракеты (инсталляция "Байконур") во внутреннем дворе Третьяковки.

Впрочем, несмотря на то, что выставка в Зверевском центре уже прошла, Hope-Stop! не заканчивается. Проект вступил в стадию postproduction: отсняты фильмы, готовится его обсуждение на страницах Artinfo.Ru и "Художественного журнала".






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования