Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 22.09.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Трэнд и брэнд

Юрий Арпишкин, Андрей Ковалев
Московские новости

28.01.2005

В Москве открылась первая биеннале современного искусства. Столице РФ отведена роль родины мировых звезд XXI века

Как известно, в Москве есть все или почти все. До сих пор не было только биеннале современного искусства, которые существуют едва ли не во всех уголках мира, в том числе самых экзотических – Кванжу и Даккаре. Отныне российским любителям актуального искусства не нужно "ума искать и ездить так далеко" – биеннале приехала в столицу нашей родины.

Пока трудно сказать, чем наша биеннале будет отличаться от западных и восточных, но известно, что делает ее та же компания кураторов, что и большинство прочих (см. досье). Так что в этом смысле все уже удалось, и нашими делами занимается мировой художественный истеблишмент. Для участия в дебютной московской биеннале эти люди пригласили не состоявшихся и всеми признанных мастеров прошлого века, но звезд самого ближайшего будущего. В этом можно было бы усмотреть небрежение к отсталой европейской окраине: дескать, до чести принимать у себя звезд современных мы еще не доросли. Но можно посмотреть на это иначе, утешившись тем, что транснациональная художественная бюрократия сочла Москву местом, где может быть отмечен важный этап в карьерах звезд XXI века.

До известного момента списки участников и проектов биеннале были сокрыты под покровами тайны. Но обозревателям "МН" удалось их сорвать, проникнув в здание на Охотном ряду, принадлежавшее когда-то музею Ленина, где и будут происходить главные события. Более того, удалось даже зафрахтовать описанную группу международных кураторов для проведения виртуальной экскурсии по залам, в которых на наших глазах рождалось живое искусство будущего. Подтвердилось, что "красота не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра". В музее раздавались стук молотка, скрип пилы, разноязыкая речь. Иосиф Бакштейн говорил по трем телефонам одновременно, раздавая указания, делая уточнения, решая неразрешимые вопросы. Таким образом мы поняли, что до открытия выставки невозможно вполне ответственно судить о ее содержании, поскольку все меняется каждую секунду. Но можно представить себе общий вид экспозиции – на основе сугубо эксклюзивной, но обрывочной информации, полученной от кураторов и художников лично.

Войдя в музей, публика прежде всего увидит монументальную инсталляцию индуса Субода Гупты, которая представляет собой точную копию обыкновенной кухни, исполненную в блестящем металле. В коридоре первого этажа зритель столкнется с проектом уральской группы художников "Синие носы": в небольших коробочках, прикрепленных к потолку, можно будет наблюдать короткие и вызывающие видеоролики. Невдалеке от них китайская художница Шао Фей расположила сотни маленьких фигурок Дэн Сяопина – точные копии пекинских монументов, изготовленных ее отцом, скульптором-соцреалистом. В соседнем зале покажут перформанс немецкой художницы Тино Сегаль "Музейные смотрители": гимн скромным труженикам народного просвещения, которые сами превращаются в художественный объект. Там же художник из Южной Америки Томас Сарацино представит некую фантастическую архитектуру (один из кураторов назвал проект "мюнхгаузенским").

Отнюдь не все выставленные произведения можно будет пощупать и увидеть. Один из наиболее остроумных замыслов принадлежит Триши Данелли из Сан-Франциско – звукоинсталляция, которая распространяется по вентиляционным коммуникациям. А вот другие произведения можно даже вынести из музейного помещения. Парижский кореец Ку Дожонг А предлагает по окончании выставки разобрать свой объект, состоящий из множества игрушечных автомобильчиков. Так реализуется идея освещающего биеннале своим именем В. И. Ленина о том, что искусство должно принадлежать народу.

Кстати, от имени человека, с которым связано оккупированное пространство, художники и кураторы вовсе не намерены дистанцироваться. Вождю мирового пролетариата планируется посвятить целый зал, где будут непрерывно показывать документальную хронику, запечатлевшую будни основателя советского государства. Кроме того, австрийская художественная группа "Желатин" использовала в своей инсталляции найденные на музейной помойке фотографии очередей к гробу Ленина в 1924 году и в его мавзолей 70-х годов. Суть инсталляции, однако, в другом: в окно, выходящее во внутренний двор музея, выставлен деревянный сортир, которым при желании можно воспользоваться.

Из числа других выразительных проектов назовем швейцарца Константина Лузера. Он пытается реабилитировать современных художников, постоянно выслушивающих обвинения в неумении рисовать. Константин Лузер покрыл стены своего внушительных размеров зала замысловатым узором, честно изготовленным вручную. Итальянка Миколь Ассаель предполагает соорудить холодильную комнату, чьи стены покрыты изморозью. За этим, по свидетельству автора, кроется философская идея, согласно которой искусство, подобно холодильнику, вытягивает энергию из окружающей среды.

Здесь надо пояснить, что такое дерзновенное философствование – случай скорее исключительный. В большинстве своем современные художники сторонятся крупных идей, громких манифестов и широких концепций. Их сфера – частные наблюдения, маргиналии, примечания. Отрадно, что новое поколение русских художников (его представляют шесть персонажей) органично вписывается в этот контекст, отрицающий всяческий пафос и патетику. Если все 80-е и 90-е годы художники были зациклены на проблеме национальной идентичности, теперь мы видим, как все изменилось, и различия между национальными школами абсолютно стерлись. Индус и итальянец различаются только как индивидуальности, но не более того. В этом и заключается своего рода манифестарность. И это тонко почувствовали кураторы, которые, надо сказать, являются не простыми менеджерами современного искусства, но и его теоретиками, производителями и идентификаторами новых смыслов.

Пафос события должен заключается в его масштабе. Планируется, что выставками и сопутствующими проектами будет охвачена вся Москва – от Музея изобразительного искусства и Третьяковской галереи до метрополитена. При этом в смысле капиталовложений все поставлено на аскетическую госбюджетную основу. Впрочем, откликается на запросы времени и частный сектор нашей художественной экономики: к биеннале открылось несколько выставочных залов, большинство галерей подготовили новые выставки. Современное искусство становится делом модным, светским. То есть трэндом и брэндом. Этот путь обещает как значительные обретения, так и неизбежные издержки, связанные с тотально государственной опекой чего-либо. Остается надеяться, что успех нынешней биеннале, если таковой случится, обеспечит следующей, которая состоится через два года, внимание частного капитала.


Досье МН – Кураторы Первой биеннале современного искусства в Москве:

Роза Мартинес осуществляла художественное руководство Стамбульской, а теперь будет делать Венецианскую биеннале.
Николя Буррио – глава парижского аналога Центра современного искусства и тоже видный венецианский куратор.
Ханс-Ульрих Обрист (Швейцария/Франция), куратор Музея современного искусства города Парижа, куратор "Манифесты 1", 2003 – член кураторской группы 50-й Венецианской биеннале.
Даниэль Бирнбаум, ректор Высшей художественной школы "Штедель" (Франкфурт-на-Майне).
Ярослава Бубнова возглавляет Институт современного искусства Софии.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования