Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 13.11.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Биеннале раскраснелась

Николай Молок
Известия.Ру

29.01.2005

В четверг открылась 1-я Московская биеннале современного искусства. Церемония началась на станции метро "Воробьевы горы", где все-таки разрешили показать два видеопроекта, правда, крохотных. Ожидаемой давки не было, опасения руководства метрополитена не оправдались – безопасность на режимном объекте была соблюдена. Потом все перебрались в Музей архитектуры, а к вечеру дошли до здания бывшего Музея Ленина.

Ленин

Фирменный цвет биеннале – красный: красные баннеры, каталоги, пригласительные билеты и красная подсветка. Как ни крути, но во всем мире Россия ассоциируется в первую очередь с красным цветом.

Ключевое слово – Ленин. Вся биеннале построена вокруг Ленина – станция метро "Воробьевы горы" (прежнее название – "Ленинские горы"), бывший Музей Ленина, видео группы "Синие носы" с мертвым Лениным и девиз (тема) биеннале "Диалектика надежды" – хоть и не ленинские слова, но левацкие.

Впрочем, было бы неправильно искать в каждой из представленных работ прямое выражение темы биеннале. Скорее современное искусство по определению (актуальность, демократизм, воздух свободы и проч.) дает надежду и вселяет оптимизм (как сказал в приветственном слове министр нашей культуры).

Главная выставка биеннале (как раз в Музее Ленина) вызывает восхищение и потрясение: такого уровня и качества работ в Москве, кажется, не показывали никогда. Гениальные работы китайца Янга Фудонга (видео "Семь мудрецов в бамбуковой роще"), англичанина Джереми Деллера (видео "Корзина памяти"), нигерийки Фатимы Туггар (компьютерные коллажи на тему постколониальной культуры). Удивительные по простоте и эффекту настенные рисунки австрийца Константина Лузера – какие-то каракули, которые невозможно разобрать, потому что они двоятся, не в фокусе, как в известном фильме Вуди Аллена. В комнате можно простоять минут пять, не больше – начинают болеть глаза, но выходишь оттуда по-настоящему обалдевшим. Или смешная и очень драйвовая инсталляция австрийской группы "Желатин" – деревянный сортир, который нависает над стеной во внутреннем дворе, как в средневековых крепостях. Из очка свисает огромная желтая сосулька. Это на тему русской зимы и русских удобств: в гигантском Музее Ленина, кстати, всего один туалет, то есть теперь вот – два.

Всего в главной выставке биеннале участвует 41 художник. В других экспозициях – несколько сотен.

Антропология

В Центре современного искусства М'АРС в рамках параллельной программы биеннале открылся фестиваль цифрового искусства "Art Digital 2004". Два десятка компьютерных инсталляций, самая смешная из которых – стрелялка, где мишенями служат великие художники – от Микеланджело до Марселя Дюшана.

На верхнем этаже центра – инсталляция Виктора Бондаренко и Константина Худякова "Деисис/Антропология" – продолжение самого мощного проекта прошлого года "Деисис/Предстояние". Теперь реконструированные художником образы святых и исторических персонажей показаны на видео, которое проецируется на огромную маску-череп. Фильм начинается с Адама, им же и заканчивается. Между двумя Адамами – вся история человечества, один персонаж превращается в другой. Видео сделано с ювелирной точностью и производит сильнейшее впечатление. Пожалуй, именно этот проект точнее всего отвечает теме биеннале – "Диалектика надежды": рождение, умирание и воскресение – судьба человека и человечества дает надежду на новое рождение.

Из квартиры в музей

"Е.К.АртБюро" открыло выставку "APTART" (от apartment art, то есть "квартирное искусство") – начало многочастного проекта "Квартирные выставки: вчера и сегодня". Есть что-то очень символическое в том, что в рамках биеннале показывают когда-то запрещенное, маргинальное, неофициальное искусство (потому и показывалось в квартирах, а не в выставочных залах). Совсем вроде бы недавно вышедшее из подполья современное искусство сегодня завоевало весь город, все музеи и выставочные залы. На фасаде закрытого уже лет двадцать Музея Ленина висят красные баннеры биеннале: затхлый музей оживает, современное искусство дает надежду.

О других участниках основного проекта биеннале и о других выставках (в том числе экспозициях мэтров современного искусства Билла Виолы, Кристиана Болтански, Михаль Ровнер) читайте в следующих номерах "Известий".






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования