Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды

"А нам-то что в этой биеннале делать?"


Многочисленные группы художников Москвы, Петербурга и Одессы, оставившие свой след в искусстве от 1960-х до наших дней, представлены в большой экспозиции. Показывают классику советского нонконформизма, революционный постперестроечный задор и сегодняшний артистический вандализм. Коллективное авторство и интерактивный характер произведений стали главными факторами отбора экспонатов.

Биеннале с ее страстным желанием влиться в мировой контекст не могла не защемить патриотический нерв. Не сказать чтобы антиглобалистские настроения витали в воздухе, но обилие в основном проекте молодых и не очень внятных иностранных авторов, похоже, задело российских ветеранов современного искусства. Тех, кто положил на алтарь модернизма и постмодернизма молодые годы, когда никаких биеннале еще не было, а работы если и уезжали за границу, то негласно – в дипломатических чемоданах. Художников тогда еще никто не называл "актуальными"; теперь называют, но других, а некоторые из героев 1960-70-х – уже в роли почетных пенсионеров арт-индустрии. Большую коллекцию неофициального советского искусства искусствовед Андрей Ерофеев собрал, работая в музее "Царицыно", а потом переехал с ней в отдел новейших течений Третьяковки. Нынешняя выставка большей частью из той коллекции. По словам Ерофеева, перед ним и его коллегами встал вопрос: "А нам-то что в этой биеннале делать?" Опыт предыдущих десятилетий подсказал: группироваться. В залах Третьяковки плотно, как на вещевом рынке, разместились работы, которые постепенно обретают все более хрестоматийный статус.

То, что не слишком удалось Гогену в Нормандии, а Ван Гогу совсем не удалось в Провансе, на московской, ленинградской и одесской почве произрастало необузданно. Речь о художественных группах, колониях, сквотах, коммунах – сообществах одним словом. Участники их (что логично) – сообщники: отсюда название выставки. Но и уголовно-процессуальные аллюзии уместны, потому что хулиганского задора хватало на всех. Пожалуй, только самые первые – группа "Движение", в которую входили Лев Нусберг, Франциско Инфанте и прочие "кинетисты", выглядит теперь наиболее серьезной – хулиганили культурно, эстетически приемлемо; остальные – тунеядцы и алкоголики, остряки-самоучки, интеллектуальные диверсанты и "кризис безобразия". Взять хотя бы "Железный занавес" группы "Гнездо", их же призывный стенд "Качайте красный насос" или фотографию, где Комар и Меламид съедают "Правду". "Я ни на что не жалуюсь, и мне все нравится, несмотря на то, что я здесь никогда не был и не знаю ничего об этих местах", – написано на растяжке посреди подмосковного леса группой московских концептуалистов "Коллективные действия". Классика. Сердце радуется. Вокально-инструментальный ансамбль "Среднерусская возвышенность" самозабвенно лабает свой музыкально-поэтический продукт в старой записи. Ленинградские "новые академики" и "поп-механики" показывают торжественные, как ритуал, визуальные опусы. Осмоловский снова сидит на плече у памятника Маяковскому и выкладывает добровольцами слово из трех букв на Красной площади. Стоп. Последнее – это уже и время другое и посыл, не в смысле куда, а в смысле кому. Художники советского андеграунда в основном вели диалог друг с другом или сами с собой; те, кто пришел позже, в 1990-х, обычно заявляли о себе громче, забирались туда, откуда слышнее. Кричали что-то миру, обществу: то ли наболело, то ли просто хотелось, чтоб заметили. Потом картина опять поменялась, и теперешние больше хихикают.Правда, есть еще нонконформистский порох и фрондерский задор, только в месте неожиданном – в экспозицию включены две компании граффитистов. Эти люди с точки зрения закона полноценные сообщники, если не сказать подельники. Они демонстрируют, например, как могли бы расписать вагон метро, если бы не стражи подземки, равнодушные к авангардному искусству. Ирония в том, что Московский метрополитен тоже принимает участие в организации Первой Московской биеннале.



полный адрес материала : http://www.gif.ru/themes/culture/bi-2005/quoi-faire/


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования