Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 14.11.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









"Хочется думать, что Москва – не провинция"

Сергей Сафонов
Газета

03.02.2005

"Информбюро" на Лубянке

Один из специальных проектов Первой Московской биеннале современного искусства называется "Информбюро. Современное искусство России". Чтобы побеседовать с одним из его кураторов и создателем фонда "Художественные проекты" Александрой Обуховой, в офис на Большой Лубянке, 5, уставленный стеллажами с архивными коробками, отправился корреспондент ГАЗЕТЫ Сергей Сафонов.

- В чем суть проекта "Информбюро"?

- В отличие от большинства экспозиций биеннале мы показываем не произведения, а историю их создания. Мы попытались придать информации визуальную форму – причем не компьютерную, а в виде классической бумажной документации истории современного русского искусства. В этих коробках документы, фотографии, биографии, статьи о художниках, выбранных для нынешнего показа. Это 60 имен, с которых мы решили начать, это "часть первая", и мы надеемся, что цифра будет расти. Нам показалось, что наш проект вызовет большой интерес у коллекционеров. И действительно, нашлись люди, которые нас поддержали (место, где мы находимся, связано с Фондом культуры "Екатерина"); без них мы бы не выжили.

- Это дайджест того, что вы делаете в Интернете?

- Наш сайт не обновлялся полтора года, но реализация проекта позволит нам очень быстро это сделать. Пригласительные билеты, газеты, записки на салфетках... Я не воспринимаю раздельное существование цифровой информации и бумажный архив. Мы собираем даже газетные вырезки: люди хранят их у себя дома, потом им это надоедает, и они говорят нам – возьмите, пожалуйста! Мы пытаемся выверять списки выставок, синхронизируя их у разных авторов: часто одна и та же выставка в разных биографиях даже называется по-разному. Предприняли попытку свести в одно целое публикации по искусству в российской прессе 1990-х годов – этого до нас точно никто не делал. Есть мощные дарители, которые снабжают нас "антикварной" информацией: например, галерея XL, критики Милена Орлова, Андрей Ковалев.

- Вы все время говорите "мы". Это кто?

- Некоммерческий негосударственный фонд "Художественные проекты". Направление нашей деятельности – развитие современного российского искусства, наша основная задача – не образовательные, не выставочные программы, а именно формирование архива. Задача-максимум – повлиять на академическую ситуацию с изучением наследия современного искусства и вообще искусства ХХ века.

- Как вы проводите границу между современным и несовременным?

- Нас интересует традиция, которую привыкли называть неофициальным русским искусством, "другим искусством", и все, что ей наследует. Конечно, есть круг имен, которые занимают промежуточную позицию; есть искусство традиционное, которое опирается на совершенно особую систему ценностей. С ним мы пока не готовы работать – тогда нужно было бы обратиться к архивам Союза художников.

- Факт членства художника в такой организации является для вас препятствием?

- Абсолютно нет. Дело не в членстве в СХ, а в том, насколько оно было существенно в той или иной биографии. Нам интересны истории жизни и творчества художников. Когда эти истории суммируются, возникает история искусства.

- В таком общедоступном виде "Информбюро" существует на время биеннале, это такое показательное выступление. А что дальше?

- Для нас это шанс, поскольку нам очень трудно заявить о своем существовании. Как выступим, так дальше и дела пойдут. Удачным наше выступление будет, если поймем, что нашей работой заинтересовались – художественное сообщество или, например, люди, которые работают с рынком искусства. В дальнейшем мы могли бы работать и как архив галерей, потому что можем хранить всю документацию галерейной практики, а не только пригласительные и каталоги.

- "Сообщники" в Третьяковке, "Квартирные выставки" в РГГУ, ваше "Информбюро". Почему столько проектов на биеннале посвящены систематизации и повторению пройденного? Время пришло?

- Действительно, настал такой момент. Но хочу сказать: еще в 1990 году я поступила на работу в общество "А-Я", которое возглавлял Александр Иванович Сидоров, известный как Алексей Алексеев, соредактор Игоря Шелковского по журналу "А-Я". Со мной вместе пришли Юлия Овчинникова, с которой мы по-прежнему работаем вместе, и Милена Орлова. Нашей задачей в те далекие годы было... составление архива современного русского искусства. Был еще Леня Талочкин, но он дальше ушел в 1960-е годы. Безусловно, важно собирать материалы и по 1960-м, и даже по 1920-м, но пока наши мощности определяет близость источников.

- Есть круг авторов, которые пристально следят за тем, чтобы обязательно попадать на страницы прессы. Не получится, что в поле вашего зрения окажутся только наиболее рецензируемые сюжеты?

- Такая опасность есть. Но пробиться к художнику, который живет затворником и не участвует в публичной художественной жизни, очень трудно. На этом проекте задействовано семь человек, а в обыденной жизни – двое. Нас никто не финансирует, просто мы решили, что этот тип искусствоведения наиболее нам понятен, и мы понимаем, что это нужно, но этого никто не делает. Фонд создан, чтобы быть открытым, публичным ресурсом. И чтобы люди узнали, что мы есть, мы и затеваем вот такие показы. Другое дело, что сегодня у нас есть помещение, а завтра его может не быть.

- Насколько вам кажется правильным, что первая биеннале в Москве опирается на западное искусство, а российские авторы оказались в положении зрителей?

- Я не могу оценивать результаты биеннале, потому что провела много времени в "Информбюро" и ничего не видела. Возможно, это обусловлено тем, что наше профессиональное сообщество не имеет опыта работы с масштабными международными проектами. Предполагалось, что нынешняя кураторская команда умеет больше – не то чтобы даже знает, просто умеет. Если бы вся Венецианская биеннале состояла из одних итальянцев, тоже было бы очень странно. Мне хочется думать, что Москва – не провинция, что сюда будут стремиться приезжать люди из других стран.

- Как к вам попасть в дни биеннале?

- Просто прийти в любой день, с понедельника по пятницу.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования