Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 19.03.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Новая серьезность

Егор Одинцов
Культура

03.02.2005

27 января в столице стартовала Первая Московская биеннале современного искусства. Основные экспозиции развернулись в бывшем Музее Ленина, Центральном доме художника, Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева. Биеннале продлится в течение месяца. В этом крупнейшем и, бесспорно, очень амбициозном художественном проекте примут участие более 300 признанных мастеров искусств и молодых художников из 30 стран мира. Их работы будут также представлены в Московском доме фотографии, Государственном музее изобразительных искусств им. АС. Пушкина, а также в вестибюлях и переходах метро и даже на фасадах городских зданий.

Потужило

Тот, кто никогда не бывал в Музее Ленина в прежние годы, наверное, никогда не поймет смысла той буквально геологической метаморфозы, которая произошла здесь. Можно считать, в самом сердце Родины. Притом что буквально в нескольких метрах отсюда главный герой канувшей в недра запасников чудовищных размеров экспозиции продолжает лежать как ни в чем не бывало на диво редких москвичей и значительно более многочисленных гостей столицы.

Честно говоря, намерение провести экспозицию "Диалектика надежды", представляющую собой основную программу Первой московской биеннале современного искусства в бывшем Музее Ленина, вызывает некоторое недоумение. В том смысле, что уж слишком неизобретательной представляется концепция, поверхностным ход мысли (если она вообще была), и чрезмерно брутально-прямолинейно выглядят намеки. По крайней мере, для соотечественников, которым не нужно в сотый раз повторять навязшие в зубах прописные истины, а неряшливо визуализированными обнаженными мужскими и женскими гениталиями едва ли возможно шокировать. Скорее, это повод задуматься над тем, сколь же все-таки многообразна и, к счастью, непостижима высшая человеческая деятельность, именуемая также творчеством.

По замыслу кураторов "основного проекта" представленное на суд зрителей искусство "уже не эпатирует публику, ибо веянием времени стали социальная ответственность, "новая серьезность" и "эстетика взаимодействия". Ну что же, как говаривал литератор Княжнин: "Изрядно сказано! пускай его потужит..."

И тут важно понять, кого именно будет "тужить": то ли посетителей экспозиции, то ли ее устроителей. Получилось, скорее всего, "обоюдоострое" мероприятие. С одной стороны, возникло впечатление, что создателям "Диалектики надежды" катастрофически не хватило времени как на изготовление своих арт-объектов, так и на их монтаж. Соответственно, ощущение крайней беспомощности и неодухотворенности явленного взору преследует постоянно. Да и, честно говоря, аура бывшего музея вождя не способствует возникновению некоего состояния, неких токов, без которых никакая экспозиция существовать не может. Результатом стали просто собранные вместе, не всегда умело (о профессии тут речь не идет) реализованные вещи (объекты). В этом смысле склад любого супермаркета выглядит куда более концептуально и остроумно.

С другой же стороны, в заброшенных и полутемных залах зритель, не находя некоего смыслообразующего приема, хода происходящего, сам по мере своих скромных возможностей начинает моделировать пространство. Например, на автора этих строк неизгладимое впечатление произвела вмурованная в стену медная, до блеска начищенная табличка, на которой было написано следующее: "Кадиевский машзавод. Эскалаторы изготовлены для Центрального музея Ленина коллективом завода коммунистического труда в честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина. Луганская обл., 1969 год". Пожалуй, более знакового экспоната для выставки с пафосным названием "Диалектика надежды" придумать уже невозможно. Если учесть, что юбилейные эскалаторы, разумеется, не работают.

Соответственно, при таком подходе к делу совершенно непонятно, зачем вообще посещать данную экспозицию. Вполне достаточно просто подойти к бывшему музею, перед которым зияет огороженная рекламными щитами якобы строительная площадка несуществующей гостиницы "Москва" на ступенях которого по-прежнему разместились продавцы национал-большевистской литературы, а за углом которого "не зарастает народная тропа" в Мавзолей и одновременно в Иверскую часовню.

Вот куда более хитроумные инсталляции, и при этом не требующие ни музейных смотрителей, ни милиционеров, ни металлоискателя на входе.

Таким образом, вновь обнаруживает себя извечная российская дилемма – или органичный в своем нонконформизме андеграунд, или натужный официоз, с пугающей быстротой становящийся достоянием широких зрительских масс.

И, увы, никогда, никогда им не сойтись, потому что, выходя на подобные экспозиционные пространства, одних лишь амбиций и снятых штанов уже недостаточно. Тут неплохо бы заручиться поддержкой такой иллюзорной субстанции, как талант, – это во-первых, и профессионализм – это во-вторых.

Ни того ни другого, к сожалению, наши "новые серьезные художники" не обнаружили, хотя и работали с ними такие известные кураторы, как Иосиф Бакштейн, Даниель Бирнбаум, Ярослава Бубнова и Ханс Ульрих Обрист.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






заказ газели с грузчиками в москве


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования