Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 19.03.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Мерцание инфратонкого

Максим Шульц
artToday.ru

03.02.2005

Специальный проект 1 Московской биеннале: инсталляция "Infraтонкий" Анатолия Журавлева

Анатолий Журавлев верен себе. Летом в Московском Доме фотографии прошла его ретроспектива, еще раз подтвердившая – "лучше меньше, да лучше", любая из представленных работ в диаметре не превышала сантиметра. Давно стал общим местом тот факт, что сериями своих миниатюр автор добивается особого типа коммуникации: для того, чтобы рассмотреть сюжет каждой, необходимо присмотреться внимательнее, иначе ничего кроме цветного мельтешения не увидишь. Поэтому и невзлюбили Журавлева МДФовские бабушки-смотрительницы, которые жарким августом 2004 просили посетителей рассказать им, зачем чудак-художник делает такие маленькие картинки, и что же, в конце концов, на них изображено – даже в очках не видно.

Зато в Фонде "Современный город" публика куда моложе, а потому миниатюры Журавлева рассматривает с нескрываемым удовольствием. Казалось бы, ничего нового: на стену проецируется закольцованная сцена из "Сияния", экранизированного Кубриком по роману Стивена Кинга (незадачливый писатель нанимается сторожем на зимний сезон в отель "Оверлук" и мило общается там с призраками гангстеров-бутлегеров), где Джек Николсон с чрезвычайным азартом ломает топором деревянную перегородку. Пришпиленными к экрану картинками выбито слово "INFRAТОНКИЙ": автор уверяет, их порядка двух с половиной тысяч, однако, кажется, что вдвое меньше. И все же не в прилагаемых усилиях дело; по крайней мере, – не только в них. Журавлев своими работами предоставляет богатейшую почву для многочисленных интерпретаций, неизменно обрекая свои выставки на успех если не в сообществе активно практикующих снайперов, то, непременно, в среде интеллектуалов. Вне зависимости от отношения к увиденному, голову поломать придется. Сразу возникает лобовая трактовка: инсталляция демонстрирует попытку прорыва сквозь эдакую матрицу, виртуальную реальность, созданную медиа. Прорывается в данном случае герой Николсона с топором наперевес (не будем забывать, он в данном случае – писатель-неудачник, фигура глубоко традиционная, автор, даже не скриптор), и этот прорыв ему б наверняка удался, однако путь преграждают прикнопленные к экрану работы Журавлева, олицетворяющие мир медийных образов, деборианское "общество Спектакля" во всей своей красе.

Впрочем, в стороне остается сама надпись "infraтонкий". Первая ассоциация – "инфратонкий экран", что вновь отсылает зрителя к медиапространству. Однако Журавлев ссылается на Марселя Дюшана, при этом справедливо признавая, что определение инфратонкого не существует. Однако в данной связи не ясна следующая фраза пресс-релиза выставки (к авторству которого художник, скорее всего, имеет непосредственное отношение): "говоря обобщенно, infrathin означает разделение, различие между двумя образами". Если верить работе Jay D. Russell "Marcel Duchamp's Readymades: Walking on Infrathin Ice", тем более что пресс-релиз во многом цитирует и интерпретирует именно этот текст, подобная трактовка относится только к рэди-мейдам Дюшана, вводится специально для них. Итак: "Разделение по принципу инфратонкого максимально проявляется при попытке различить одинаковые объекты, когда оно [инфратонкое] проявляется как неразличимое различие. Нет разницы между сушилкой для бутылок, выбранной Дюшаном и любой другой. И все же разница заключается в том, что Дюшан выбирает именно эту сушилку, которую зритель впоследствии воспримет как произведение искусства. Инфратонкое – это не сама сушилка, а зрительское восприятие ее как объекта искусства". То есть речь идет о том, что "инфратонкое" различие существует между банальным объектом, находящимся в неэстетизированном пространстве и тем же объектом, помещенным в эстетизированное пространство. Jay Russell доказывает, что без зрителя дюшановские рэди-мейды не могут существовать как объекты искусства. Художник и зритель оба участвуют в создании завершенного объекта; понятие инфратонкого и раскрывает суть этого процесса. С помощью данного понятия, Дюшан указывает на разницу в восприятии одного и того же объекта. В этой связи остается загадкой, зачем infrathin понадобился Журавлеву для его инсталляции, хотя слово, конечно, красивое.

Интересно другое. Тот же Jay Russell ссылается на текст другого ученого, современного философа Hector Obalk, который пытается интерпретировать infrathin в несколько ином ключе: 1) инфратонкое – бесконечно малая толщина, например, – толщина атома; 2) характеризуется различием, которое можно представить, но которого не существует (толщина тени); 3) определяет различие, которое невозможно постичь, но возможно лишь вообразить. Последнее определение наиболее значимо, потому что здесь инфратонкое существует только в представлении зрителя.

Последнее определение как раз берет на вооружение Jay Russell. Когда Дюшан приводит примеры инфратонкого (тепло сидения; просто запах дыма и запах дыма, выдыхаемого изо рта), он лишь показывает его неуловимость. Если все же вырвать понятие "инфратонкий" из контекста вышеуказанных рэди-мейд-изысканий (что, собственно, и делает художник), инфратонким можно назвать "неразличимое различие" между многочисленными ТВ-образами, выстроенными Журавлевым в его инсталляции. То есть медиа-образы настолько по сути своей схожи, что различие между ними лежит в области инфратонкого. В любом случае, такое балансирование на инфратонкой грани вызывает сомнения.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






Фирма «Автовариант» - это самые доступные цены на установку кондиционеров для автобусов, приезжайте, Вам понравиться результат наших работ.


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования