Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 18.11.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Негромкая связь

Ольга Кабанова
Ведомости

11.02.2005

Параллельная программа Московской биеннале интереснее основной

Первая Московская биеннале современного искусства прошла середину отмеченного ей срока, до последнего дня февраля еще можно посмотреть выставки, на которых современное искусство выступает в человеческом облике.

"Я ни на что не жалуюсь, и мне все нравится, несмотря на то что я здесь никогда не был и не знаю ничего об этих местах". Полотнище с этими словами было растянуто посреди зимнего подмосковного пейзажа в 1977 г. Фотография, документирующая акцию группы "Коллективные действия", выехавшей за город для познания незнакомой местности и вынесшей ей это определение, висит при входе на выставку "Сообщники". Ее сделал в Третьяковской галерее на Крымском Валу Андрей Ерофеев в своем фирменном кураторском стиле – с обстоятельными пояснениями и последовательным рассказом о прошедшей бедной молодости нашего современного искусства 70-х, 80-х и 90-х гг. недавно ушедшего века.

Выставка эта числится в среде художников и арт-критиков лучшей в разделе спецпроектов и параллельных программ I Московской биеннале современного искусства. Возможно, зрителям больше понравятся выставки в Московском доме фотографии или в Центральном доме художника. Там собраны работы зрелищней и респектабельней, а "Сообщники" берут другим – азартом и энергией внутренней свободы, что бывает у людей, которым нечего терять и ничего не светит. А в советские времена тем, кто теперь вошел в элиту отечественного современного искусства, нынешнее профессиональное и материальное благополучие (тут даже не обязательно прибавлять "относительное") не светили. Искусство свое они собирали из мусора и собственной жизни. Делали это серьезно и самоотверженно 30 лет назад и бесшабашно в 90-х. И если семидесятники вроде давно числятся в почитаемых классиках, то акции и перформансы 90-х еще не было повода вспомнить как историю.

К слову, пришедшему на ум после просмотра "Сообщников", – возможно, мы сегодня нищее и авантюрное последнее десятилетие русского XX века еще не поняли. Может, оно было не переходным периодом из ниоткуда в никуда, не временем смуты и напрасных иллюзий, а десятилетием свободной передышки между советской тоской и наступающим периодом торжества нажористого гламура и безбашенной попсы.

Во всяком случае, акция группы "Э.Т.И.", выложившей своими телами матерное слово из трех букв на брусчатке Красной площади, нынче не воспринимается только досадным хулиганством. И одежда невозможного размера вроде мужского костюма двухметровой длины, пошитая ленинградскими девушками Глюклей и Цаплей, смотрится сегодня как понятная метафора сложности наших представлений о себе и роли одежды в жизни.

В соседнем с Третьяковкой Центральном доме художника Ольга Егорова (бывшая Цапля) на выставке "Человеческий проект" с нескольких мониторов уморительно серьезно произносит фразы про любовь из латиноамериканских сериалов. "Человеческий проект", как и проходящая рядом выставка "Россия-2", представляют зрелые работы серьезных художников, тех, кто 10 лет назад ни серьезными, ни зрелыми не были. Некоторые видео и инсталляции снабжены объяснениями, но и без них зрителям все понятно. Работы могут нравиться или не очень (мне, правда, понравились все), но смысл их ясен. У каждой становится понятно, о чем именно художники говорят со зрителем. И если эстетическая функция отечественного современного искусства кому-то кажется слабо или не так выраженной, то уж коммуникативная функция нашего contemporary art отлажена.

Обретение связи со зрителями – главное, думаю, достижение нашего современного искусства за годы, которым посвящена выставка "Сообщники". Те, кто был готов и хотел это искусство понять и признать, его в конце концов поняли и признали. Жаль только, что главная экспозиция первой биеннале современного искусства в Москве эту связь, не без труда, жертв и времени достигнутую, пробует на прочность. Возможно, стоило бы в первый раз не брать новые высоты, а укрепиться на уже достигнутом, показывать не художников с неизвестным будущим, а тех, кто уже научился говорить со зрителем. И это была бы не уступка буржуазному вкусу, а часть наступления на человеческое одиночество, которое любому искусству – враг.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования