Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 17.11.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Московская биеннале современного искусства представлена прессе

Сергей Хачатуров
Время новостей

09.07.2004

Приглашенные в роскошный "Мариотт-отель" на Тверской журналисты долго маялись в коридорах в ожидании распорядителя собрания, руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого. Назначенный час начала мероприятия давно прошел. Вместе с журналистами маялась гранд-дама российского музейного сообщества, директор Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ирина Александровна Антонова. Появившись в конференц-зале и увидев печальную г-жу Антонову, Михаил Ефимович постарался поднять ей настроение. Начал с того, что поднял со стула. С мягкой настойчивостью пригласил пройти в президиум пресс-конференции, объясняя свое приглашение довольно экстравагантно: "Именно вы, Ирина Александровна, еще в советское время начали привозить в Москву всякие зарубежные кошмары. Потому ваше место здесь, в президиуме, среди других "растлителей" отечественной культуры". Другими "растлителями", соответственно, оказались члены оргкомитета биеннале: начальник управления современного искусства Федерального агентства по культуре и кинематографии Майя Кобахидзе, комиссар биеннале, генеральный директор ГМВЦ РОСИЗО Евгений Зяблов, наконец, куратор-координатор биеннале, зам гендиректора РОСИЗО Иосиф Бакштейн. Не было только второго зама и одного из главных идейных вдохновителей биеннале Виктора Мизиано. Если формулировать мягко, причина его отсутствия объясняется некоторыми идейными разногласиями прежде всего со ставшими сегодня популярными (во многом – благодаря профессиональной активности Виктора Мизиано и возглавляемого им "Художественного журнала") художниками – представителями российского Contemporary Art. Еще дипломатичнее отсутствие Мизиано объяснил его соратник Иосиф Бакштейн: "Виктор – человек страшно востребованный всем миром. На подготовку Московской биеннале, к сожалению, времени у него не остается".

Итак, Ирина Антонова заменила Виктора Мизиано в президиуме фестиваля современного искусства. Такая неожиданная диспозиция придала пресс-конференции неповторимый шарм. Собственно, присутствие Ирины Александровны в столь неожиданной для нее компании стало единственным достойным внимания фактом. Все остальное – основная информация о подготовке биеннале, бюджет, участие зарубежных звезд, состав "российской сборной", логика режиссуры проектов в заявленных залах (ЦДХ, Третьяковке, ГМИИ, Музее архитектуры, Музее современного искусства) – по словам куратора-координатора Иосифа Бакштейна, будет уточнено через две недели. Спрашивается, почему же "прессуху" собрали вчера?

Приятное исключение: сформулирована тема, определены дата открытия (18 января 2005 года) и команда кураторов. Тема достойная, по названию книги 1980 года опального в советское время социалиста Бориса Кагарлицкого – "Диалектика надежды". Интерпретация предполагается широкая: от персонального "футуризма" до коллективных утопий. Команда кураторов – проверенная. Все звезды, организаторы престижных международных фестивалей: Ярослава Бубнова, Никола Буррио, Роза Мартинес, Даниэль Бирнбаум, Ханс-Ульрих Обрист, наконец, Иосиф Бакштейн. Так что надеяться есть на кого...

И все-таки "козырной дамой" биеннале пока остается Ирина Антонова, некогда прорубившая, по словам Михаила Швыдкого, российское окно в современное искусство планеты. Молча просидевшая всю пресс-конференцию, под занавес директор ГМИИ сделала всей нашей журналистской братии очаровательный подарок. Г-жа Антонова единственная поделилась с нами конкретной информацией о выставке конкретного художника в конкретном музее. Выставка – видеоинсталляция. Музей – ГМИИ. Художник – великий мастер Contemporary Art Билл Виола. Вот оно, счастье! Раз будет Виола – невозможно не верить, что все у них с биеннале этой получится!






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования