Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 26.05.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Божественные игры Михаль Ровнер

Елена Руденко
Культура

11.02.2005

Проекты израильской художницы – звезды Венеции – в Москве

Волнения по поводу рождения 1-й Московской биеннале современного искусства понемногу утихли. Роды прошли удачно. Надо сказать, что родители к мероприятию подготовились – денег не пожалели, пригласили целый консилиум акушеров-кураторов с самыми громкими именами, помещения обеспечили приличные. Новорожденная биеннале чувствует себя хорошо – дышит, шевелится, уши-глаза на месте, а что еще можно сказать о младенце? Будем наблюдать за его развитием. Следующая биеннале пройдет в Москве в 2007 году. А сейчас, через неделю после волнующего события, можно поделиться первыми впечатлениями.

Помимо непосредственных участников биеннале, в Москву были приглашены почетные гости – мэтры современного искусства, которые должны были повысить статус нашего фестиваля, а заодно и выступить в роли просветителей. Организаторы биеннале, обеспокоенные недостаточной подготовленностью отечественного зрителя, справедливо хотели сориентировать его на позитивное восприятие современного искусства, продемонстрировав лучшие образцы. Проекты Билла Виолы, Кристиана Болтански и Михаль Ровнер действительно стали камертоном, задающим тональность этого полифонического действа.

Михаль Ровнер – одна из самых ярких звезд современного искусства. Присутствие ее работ, привезенных из знаменитой нью-йоркской галереи "PaceWildenstein" при поддержке компании "Motorola" на Московской биеннале символизирует связь новорожденной со старейшей и престижнейшей сестрой – Венецианской. На последней из них, в 2003 году, проект Михаль Ровнер "Data zone" экспонировался в павильоне Израиля и стал главной сенсацией фестиваля. В Москве, в залах Мультимедийного комплекса актуальных искусств и Музея архитектуры, показывают видеоинсталляции художницы: "More" "Order" и "Новые работы". Они – части проекта "Вторжение" (куратор – Ольга Свиблова).В чем секрет успеха израильской художницы? Михаль Ровнер не раз оговаривалась, что не причисляет себя к разряду "современных художников" Действительно, на фоне большинства из них, исследующих частности индивидуального сознания, создающих комментарии к комментариям, она занята вопросами вечного, а не сиюминутного. В своем стремлении найти кратчайший путь к зрительскому восприятию в XX веке художники так преуспели, что оно стало делом мгновенным: пришел, увидел, пошел дальше. Разве что кое-кто из авторов насильно заставит зрителя бродить в искусственных лабиринтах или концептуальных лесах во время перформанса. Работы Михаль Ровнер не навязывают себя с назойливым криком "Посмотри на меня!", "Прочти меня!", "Дерни за веревочку!" – но на них нельзя взглянуть мимоходом.

Проект "More" "Order" предлагает ни много ни мало понаблюдать за человечеством со стороны. По белому полю движутся человеческие фигурки. Сходясь в середине экрана, они образуют странные конфигурации -архетип коллективизма – от муравьиных сборищ до физкультурных пирамид. Затем пирамиды рушатся. Составляющие их люди разбегаются, пока не исчезнет последний, оставив экран на несколько секунд совершенно пустым. Жизнь прекращается, чтобы возникнуть вновь с появлением первых человечков. Это ли не метафора истории человечества?

На другом экране фигурки собираются в хоровод, чтобы потом тоже разбежаться в разные стороны. И несмотря на бурное движение по диагоналям экрана, часть их продолжает топтаться в ритуальном танце. Зритель при этом находится в темном пространстве (космоса?), слышит музыку (разумеется, сфер) и следит за всеми этими перемещениями, исполненными смысла для его участников, но загадочными для наблюдателя. Не так ли должен глядеть на тварей Творец, оставивший инструкции, как себя вести, но не вникающий в частности их повседневной жизни. Он лишь присматривает за тем, чтобы количество безобразий не перешло критическую черту, а если такое происходит, может запросто ликвидировать свое творение, чтобы не нарушилась мировая гармония, которая так ясна ему самому но о которой создания имеют очень смутное представление... Эти новые работы художницы созданы специально для Москвы.

В МУАРе экспонируется часть проекта, показанного в Венеции-2003: стоящие на столах лабораторные чашки Петри, в которых в виде DVD-проекций "живут" неведомые культуры. При рассмотрении через лупу они оказываются составленными из человечков. Достаточно прозрачная метафора мироздания.

Очень выразительно эта работа смотрится по соседству с проектом другого мэтра современного искусства – Кристиана Болтански, – показанной также в МУАРе. Депрессивная инсталляция "Призраки Одессы" оставляющая у зрителя ощущение сиротства и покинутости, лейтмотивом которой звучит "memento mori" контрастирует со светлой лабораторией Господа Бога, какую воссоздала израильская художница. Здесь, напротив, возникает чувство защищенности – все же нас кто-то создал и наблюдает за нами. Просто Создатель ненадолго отлучился от лабораторного стола.

В традициях восприятия искусства подобные метафоры всегда считались дерзкими. Не одну сотню лет общество относилось к художникам с подозрением именно из-за того, что те берут на себя смелость подражать Творцу. Но одновременно это и составляет смысл искусства: художник – исследователь законов, по которым построено мироздание. Лучший способ понять их – поиграть в Создателя, из первозданного хаоса построить гармоничный мир.

Здесь, наверное, надо вспомнить о происхождении художницы. С 1987 года живущая в Нью-Йорке Михаль Ровнер – коренная израильтянка. Она родилась в стране, за бурными политическими событиями в которой привычно следит весь мир. Но кроме политических потрясений, эта страна известна тем, что людей с Богом там всегда связывали достаточно тесные и непосредственные отношения, а процесс сотворения мира имеет точную дату и наиболее обстоятельно зафиксирован. Один из первых вопросов, который задают художнице в каждом интервью, – связаны ли ее работы с политикой. Видимо, для разнообразия она отвечает на них то утвердительно, то отрицательно, всегда, впрочем, настаивая на том, что хочет показать хрупкость человеческого бытия, которое так легко разрушить. При этом одна из главных тем ее творчества – это поиски метаязыка. Если он есть, то это, возможно, -залог бессмертия человечества: значит, его существование не случайно и не бессмысленно. Михаль Ровнер настаивает на том, что такой язык существует. Самой прозрачной попыткой найти его был проект "Notes" (2001), осуществленный ею вместе с композитором Филипом Глассом. Человеческие фигурки, расположившиеся на пяти горизонтальных линиях, стали для музыканта нотами на нотном стане. По ним была записана музыка, сопровождавшая инсталляцию.

В последних работах художница заставляет зрителя подобно жрецу, который читает высшую волю по полету птиц или ходу светил, искать зашифрованные послания в ритуально-ритмичном движении созданных ею видеосуществ.

Мировая знаменитость Михаль Ровнер в своей стране не так популярна, как можно было бы представить. В ответ на просьбу прокомментировать это художница в одном из интервью сказала, что в Израиле реальные события значительно более серьезны, чем искусство, и оно – не самая важная деталь в схеме выживания.В этих грустных словах тем не менее содержится надежда для нас. Если Биеннале современного искусства проводится в Москве, имеет успех у публики и собирает очереди на некоторые проекты, в том числе на Михаль Ровнер, значит, все у нас не так плохо.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования