Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 22.08.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









"Я вам сказал: все будет хорошо"

Сергей Сафонов
Газета

28.01.2005

Открылась Первая Московская биеннале современного искусства

Еще пару дней назад в бывшем Музее В. И. Ленина шли подготовительные работы, от свежераскроенных листов фанеры пахло непросушенным деревом, и всякий, кто оказывался здесь, не мог не усомниться в том, что подготовка экспозиции завершится в срок. Чудо все-таки произошло: вчера вечером в музее состоялась официальная церемония открытия основного кураторского проекта биеннале "Диалектика надежды".

Руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого в спешке не пригласили на пресс-конференцию. Не то чтобы совсем не позвали, а сказали в последний момент: "Ты тоже заходи". "Мне бы хотелось, чтобы это было последней накладкой", – сказал Швыдкой и стремительно отбыл по другим, заранее назначенным, адресам. Видимо, знал, о чем говорил. Убегая, он все же успел сообщить, что затея потребовала примерно 2,5 миллиона долларов (в бюджете они называются 53 миллионами российских рублей), причем только фуршет для собравшихся да пара ужинов и обедов – дары спонсоров. Но государственная стратегия продвижения актуального искусства в Россию, а самой страны – в мировой художественный контекст (в тот, каким он сегодня видится из окон Министерства культуры и массовых коммуникаций) оказалась дороже. С момента обнародования решения о подготовке нынешнего арт-форума стало ясно: биеннале состоится при любой погоде. Так что заклинания Швыдкого вроде "мы откроем биеннале при любой готовности экспозиции" или "я вам сказал: все будет хорошо" показались даже излишними.

В любой уважающей себя европейской столице должна проходить регулярная (и, разумеется, международная) художественная ярмарка: эта идея была очень популярна лет десять назад. Столичный Манеж сгорел, но ярмарка "Арт Москва" в ЦДХ, во многом ориентированная на зарубежную визуальную культуру, уцелела и даже помогла оформиться в подобие профессионального сообщества сравнительно небольшому кругу российских актуальных художников. Теперь некоторые из них, очень выборочно, привлечены к наведению мостов с зарубежными (неважно, западными или восточными) коллегами. Международную кураторскую группу составили: куратор российской экспозиции на 25-й биеннале в Сан-Паулу (2002) Иосиф Бакштейн; директор франкфуртской галереи "Портикус", член международного совета триеннале в Иокогаме, один из устроителей "Манифесты" и сокуратор итальянского павильона 50-й Венецианской биеннале Даниель Бирнбаум; директор Института современного искусства в Софии Ярослава Бубнова; видный французский арт-деятель Николя Буррио; главный куратор Музея современного искусства в Стамбуле и худрук 51-й Венецианской биеннале Роза Мартинес; куратор Музея современного искусства в Париже Ханс-Ульрих Обрист.

Очевидная перегрузка "временного трудового коллектива" регалиями и именами – один из способов подстраховаться в непривычном деле. Подозреваю, однако, что всякое по-настоящему большое культурное событие помимо выявления тенденций глобализации непременно должно содержать приметы региональной самобытности и произрастать из специфических местных культурных обстоятельств. Биеннале – не ярмарка с унифицированным товаром, а все-таки выставка. Но обстоятельства нынешней московской зимы сложились так, что большинство отечественных авторов, даже из числа подопечных галерей современного искусства, оказались скорее зрителями, чем участниками. В каталог биеннале попали только Алексей Каллима, Ирина Корина, группы "Синие носы" и "Синий суп", Ростан Тавасиев, а также недавний лауреат премии "Черный квадрат" Давид Тер-Оганьян. Мало, но, с другой стороны, если искать в биеннале в первую очередь информационно-ознакомительный привет зарубежных художников, может, и хватит. А чтобы изучить картину нашего современного искусства, следует обратиться к параллельной программе: двадцать пять экспозиций на разных выставочных площадках Москвы.

Что смотреть на биеннале
Основной проект "Диалектика надежды" на станции метро "Воробьевы горы", в Музее архитектуры и в бывшем музее В. И. Ленина

Проект Кристиана Болтански "Призраки Одессы" в Музее архитектуры

"Сообщники. Коллективное и интерактивное творчество в группах 1960-2000 годов" и инсталляция Валерия Кошлякова "Облако" в Третьяковке на Крымском Валу

"Вторжение" в Московском доме фотографии

Видеоинсталляция "Приветствие" Билла Виолы в ГМИИ имени А. С. Пушкина

Фестиваль Art Digital 2004 в Центре современного искусства М'АРС






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования