Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 21.09.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Биеннале будет глянцевой, декоративной и коммерческой

Екатерина Деготь
Afisha.ru

31.01.2005

Реклама новой Московской биеннале в иностранных художественных журналах выглядит так: крупный красный текст на экзотической кириллице, ниже – латиницей – разъяснение. Первая, московская, современного искусства, бывший Музей Ленина, площадь Революции... Каждое слово тут – рекламный ход, за каждым встает ясная символическая ценность. Россия должна присоединиться к какому-то клубу и даже, может быть, возглавить его – и клуб ее давно ждет.

Энди Уорхол когда-то сказал, что в Москве пока нет ничего интересного, потому что там нет "Макдоналдса", и, как ни странно, он все еще прав: в Москве нет культурного "Макдоналдса" – Музея современного искусства. На всех континентах, в самых экзотических странах в такое учреждение можно зайти и вкусить один и тот же евро-американский стандарт: на входе должна встречать огромная абстрактная картина, потом стоять что-нибудь столь же гигантское из железа и т.п. В полноценной форме такого музея в Москве никогда не будет, если только у нас его не откроют по франчайзингу вместе со всей начинкой, – ну нет у нас ничего этого. Но именно там, где ничего такого нет, расцвели в последние полвека разного рода модные биеннале: в Венеции (в ХХ веке она была художественным Урюпинском), в Касселе, Сан-Паулу, Стамбуле, Йоханнесбурге, Кванджу... Эти биеннале давно стали интереснее, чем музеи, – в том смысле, в котором самый плохой журнал интереснее самого хорошего романа. Кроме того, они считаются прогрессивнее, поскольку их идеология – это отрицание нормы, развенчание представления о центре и окраинах, провозглашение свободы и живого творчества. Все давно ждали, что к этому списку городов присоединится Москва. Парадоксальным образом именно указание на Музей Ленина (бывший – то есть музей вообще отжил свое, вот какая мысль закладывается в подкорку читающего) должно провозгласить приверженность нашей страны прогрессу.

Вместе с тем трудно себе представить, чтобы московские рекламные перетяжки биеннале через Тверскую ключевыми словами сделали именно "Музей Ленина" и "площадь Революции". Вырисовываются противоречия. Интересно, как они будут разрешены. Лично мне любопытно не столько то, что будет выставлено на Московской биеннале (ясно, что это будет достаточно модный набор инсталляций и видео), сколько кто будет выступать на открытии, какие фамилии назовут и главой из какой истории все это будет представлено. Вот за чем нужно будет внимательно следить.

У всех на биеннале свои интересы. Русские художники хотят познакомиться с иностранными кураторами и впарить им свои слайды; иностранные кураторы – включить Москву в свое CV. Власти заинтересованы в подтверждении своего рейтинга; деятели местной арт-сцены – в том, чтобы показать, что они критикуют власть, иначе их осудят кураторы западные. Гости нашей столицы хотят коммунистической экзотики, местные же художники, напротив, чтобы их считали за белых людей...

Похоже, на Московской биеннале гости увидят одно, а хозяева – другое. Главное противоречие такое: иностранные кураторы хотят новых имен, своего рода фестиваль молодых художников (а знаменитостей не хотят, так как пригласить их на выставку – это не оригинальный, не творческий жест и его не включишь в CV), а наши городские и федеральные власти (да и публика) заинтересованы в "престиже" – известных художниках. Модернизация в нашем понимании – это не открытие нового, а приобщение к моде, фестиваль известных имен. Московская биеннале должна стать торгово-промышленной выставкой еще пока не продаваемых у нас, но респектабельных брендов. Современное искусство пройдет "по линии Дирка Биккембергса", тем более что успехи авангардной моды в нашей столице доказывают, что массовые вкусы у нас продвинутые, только современное искусство как-то тут не нужно – достаточно его облегченного варианта, дизайна. Теперь вообще вся история о том, что наш зритель консервативен и предпочитает реализм, неактуальна; раньше считалось, что современное искусство – такая сложная вещь, что надо познавать его с нуля, освоив всю скуку, допустим живописи Мондриана, – но тот, кто уже видел "Матрицу", легко переварит любую инсталляцию. Не поймет – но это и не обязательно.

Наша биеннале будет, скорее всего, глянцевой, декоративной и коммерческой, а не интеллектуальной, не новаторской, не политически острой или чего бы там еще хотелось. Однако это будет вовсе не измена идеалам – скорее циничная констатация положения вещей. Просто биеннале вообще – это такая форма рынка современного искусства, где продается не произведение (инсталляции и видео продашь только с трудом), а билет: зрителям – на новое впечатление, художникам и кураторам – на карьерный поезд, в маршруте которого обязательно должна быть станция "Москва".

фото – Михаил Михальчук (с сайта www.mnogoportret.ru)






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования