Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 26.05.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Призрачно все

Сусанна Альперина
Российская газета (Москва)

11.02.2005

Другой взгляд

Из всей обширной программы Первой Московской биеннале современного искусства мое внимание привлекла выставка инсталляций Кристиана Болтански "Призраки Одессы". Может быть, потому, что я сама – одесситка, и этот город иногда кажется мне призраком из прошлого.

Название слишком много для меня значило, поэтому и пошла я в Государственный музей архитектуры имени Щусева на Воздвиженке.

...Большие полотна, развешанные в несколько рядов. На них – фотографии людских глаз. Почти нет подсветки. Темно. Здесь уже что-то цепляет. Лица-то действительно одесские: выражение особого грустного юмора удалось и поймать, и запечатлеть. В хорошо изданном буклете читаю об авторе. Сам он – не одессит, но его родители в свое время тоже покинули любимый мною город.

Перехожу в соседнее здание, где размещается вторая часть "Призраков..." Заброшенный дом. Бетонные стены, холод, отсутствие живых людей. Сколько таких стоит в Одессе – не сосчитать. Все, что осталось, – гора мусора; ненужные вещи и предметы снесены вниз в открытое полуподвальное помещение. Над этим складом разрухи качаются тени в виде людских профилей. Эдакий театр теней времен перестройки.

Второй этаж – на балках и перегородках, на простых проволочных вешалках висят черные пальто. Их много. И на третьем этаже – тоже пальто. И смотрятся они по-разному – с различных мест и точек, удивительнее всего сквозь окошко между этажами. Ушли люди, уехали, разбрелись по миру кто куда. Кто-то нашел себя, став знаменитостью, кто-то играет по вечерам в лото среди эмигрантов и с утра жадно читает в Интернете все, что связано с Одессой, Россией, Украиной. А пальто остались. Как осталось и заброшенное пыльное пианино, на котором, может быть, играл очередной маленький ученик школы Столярского (оно тоже здесь), и другие предметы, которые не успели продать, подарить, увезти.

Не знаю, может быть, есть много разрушенных и заброшенных домов, где можно повесить много черных пальто, но эта инсталляция бьет по нервам. И, думаю, не только одесситов. Потому что у каждого в жизни есть свои призраки.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования