Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды

Призраки в руинах


То, что музей архитектуры участвует в Московской биеннале современного искусства, видно от Кутафьей башни Кремля. На его фасаде, обращенном к сердцу столицы, бьет крылами огромная птица. Видеоинсталляция израильской художницы Михаль Ровнер предваряет начинку Муара.

Михаль Ровнер, всемирно известная художница, с 1987 г. живет в Нью-Йорке. Бывшая балерина, философ и историк кино произвела фурор на последней биеннале в Венеции своим проектом "За порядок? Против порядка?". Фрагменты этого проекта и добавленные к ним новые она привезла в Москву и выставила в самом необычном выставочном зале. Во дворе Музея архитектуры специально для них выстроили фанерный домик на "курьих ножках".

Изящнейшая минималистская инсталляция Petri Dish Tables – столы с вмонтированными в них чашками Петри, внутри которых сверху проецируются движущиеся и складывающиеся в разнообразные формы человеческие фигурки. Замечательные видео называются "Семена", "Цепная реакция", "Активность". Рассматривать их нужно через линзы. Все это, естественно, похоже на некую микробиологическую лабораторию и призвано напомнить всем о хрупкости и уязвимости человеческой природы. Другой прекрасный проект в Муаре – "Призраки Одессы" одного из самых востребованных сейчас в мире современных художников Кристиана Болтански, поселившиеся во флигиле-Руине и Аптекарском приказе. И хотя сам он имеет российские корни (родился в оккупированном немцами Париже в еврейской семье выходцев из Одессы), считает Россию своей мифической страной и осуществил десятки проектов в самых престижных выставочных пространствах Европы и Штатов: от Центра Жоржа Помпиду в Париже до Нового музея современного искусства в Нью-Йорке – это его первый проект в России.

Собственно, это ряд неких историй, связанных для автора с его воспоминаниями о бабушке и дедушке, о так и не увиденной им никогда Одессе, от которой в семье осталась одна-единственная вещь – привезенный бабушкой в Париж русский самовар. И несколько фотографий. Глаза людей, которых давно нет на свете, тех, кто был замучен в концлагерях, перенесены художником на белые полотна.

По мнению многих, самая яркая из инсталяций – видеоинсталляция испанской художницы Пилар Альбаррасин "Репетиция оркестра". Это потрясающее действо с быстро идущей по городским улицам красивой девушкой, окруженной играющими музыкантами, снято обычной любительской видеокамерой. Но от этого оно только выигрывает.



полный адрес материала : http://www.gif.ru/themes/culture/bi-2005/ghosted-ruins/


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования