Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 20.05.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Неуловимый гендер биеннале

Н.М.
GiF.Ru

08.12.2004

7 декабря в фойе бывшего Музея Ленина состоялась пресс-конференция, посвященная Московской биеннале современного искусства.

Сначала – хорошие новости в сухом остатке:

1. Была обнародована структура биеннале: проекты основной (т.н. "специальные проекты") и параллельной программ;

2. Были объявлены российские участники центрального кураторского проекта:
Ирина Корина
Алексей Каллима
Ростан Тавасиев
Давид Тер-Оганьян
"Синий суп"
"Синие носы";

3. Было произнесено единственное (но впечатляющее) новое имя участника кураторского проекта – это британец Джереми Деллер. Накануне пресс-конференции Деллер стал обладателем главной премии современного искусства Британии Turner Prize (GiF.Ru писал об этом). Как сообщил GiF.Ru Иосиф Бакштейн, к участию в Московской биеннале Деллера пригласили задолго до того, как он был номинирован на Тернера.

4. Центральной площадкой кураторского проекта остается 2200 кв.м. в бывшем Музее Ленина, несмотря на бюрократические и иные сложности (формально Музей Ленина передан Историческому музею, но оформление документов не завершено и фактически Исторический музей не начал использовать помещение; залы, к тому же, требуют ремонта; здесь располагаются музейные фонды, которые некуда транспортировать и пр.).

Теперь о нюансах. Создается впечатление, что не все участники и организаторы биеннале освоились с пресловутым заморским словом. Цитируя почти что классика, "фраза "Срочно вылетаю в Париж" пока что у нас не выходит", – вот и слово "биеннале" получается неестественно, в том числе потому, что склоняют его во всех родах и преимущественно в неправильных (так, у Михаила Швыдкого это "оно, биеннале", у Ирины Антоновой – "он, биеннале").

От формы к содержанию: мэтр отечественной культуры, уважаемая и высокоценимая нами Ирина Антонова удивила вопросом из президиума. "Я не совсем понимаю, почему надо было называть мероприятие "биеннале", – сказала она. – Есть же более русские названия". Эта ремарка в совокупности с фразой пресс-кита "Исключительно важным представляется то, что Московская биеннале будет проходить на регулярной основе – каждые два года" показывает необходимость уточнить (как бы ни казалось очевидным): биеннале – это не название. Это формат. Если выставка проходит каждый год – ежегодная, если через год – биеннале. Объяснять же, что за I Московской биеннале последует II Московская биеннале – примерно тоже, что говорить "сериал не ограничится первой серией".






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования