Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 17.11.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Осиновый кол

Павел Басинский
Россiя

03.02.2005

Читаю газету "Известия" и не верю очам своим. Статья об открытии в Москве 1-й (я подчеркиваю -первой!) "Московской биеннале современного искусства". Называется "Биеннале раскраснелась". Далее цитирую:

"Фирменный цвет биеннале – красный: красные баннеры, пригласительные билеты и красная подсветка. Как ни крути, но во всем мире Россия ассоциируется в первую очередь с красным цветом. Ключевое слово – Ленин. Вся биеннале построена вокруг Ленина – станция метро "Воробьевы горы" (прежнее название "Ленинские горы"), бывший музей Ленина, видео группы "Синие носы" с мертвым Лениным и девиз (тема) биеннале "Диалектика надежды" – хоть и не ленинское слово, но левацкое".

Читаю дальше и изумляюсь еще больше! Оказывается, на открытии биеннале с ключевым словом "Ленин" присутствовал лично министр культуры РФ. Он смело заявил, что "современное искусство по определению (актуальность, демократизм, воздух свободы и проч.) дает надежду и вселяет оптимизм".

Нет, я все пониманию и не вчера родился. Культурное событие это для нашей столицы действительно важное, и присутствие на его открытии министра культуры было необходимо. Я также пониманию, что он произнес слова, которые ровным счетом не имеют ни малейшего отношения ни к красным стягам, ни к Ленину.

Я также прекрасно знаю, что современное искусство в его передовых образцах всегда тяготело и тяготеет к левацкой символике. Для юных читателей Пелевина Че Гевара на обложке значит гораздо больше, чем текст самого романа, который они, возможно, и не читали вовсе. А вот акунинские бакенбарды и цилиндры им вряд ли будут по вкусу.

Но левацкие настроения левацкими, а превращать Ленина вновь в фигуру культовую, актуальную, даже на уровне современного искусства, – это значит править бал на крови и костях своих предков.

А знаю, что мне возразят. Первое. Для людей искусства Ленин -это уже не политика. Это так называемый артефакт. Причем артефактом могут стать даже печи в Дахау, как стали они для Владимира Сорокина, написавшего "Месяц в Дахау". Больше того, есть распространенное убеждение среди наиболее "продвинутых" культурных людей, что чем скорее мы сделаем монстров прошлого артефактами, предметом игры, тем скорее закончится весь тоталитаристский кошмар.

Эти люди забывают главную вещь. Дьявол хитер и изворотлив. Кстати, и его вместе с Христом попытались сделать артефактами на одной из злополучных московских выставок, разгромленной гневными прихожанами.

Второе. Мне скажут: а как же Наполеон? Да, он стал причиной крушения Франции, но и возвеличил ее на весь мир. Да. Но разница между Лениным и Наполеоном была в том, что Наполеон стремился к возвеличению Франции (и себя как ее императора), а Ленин стремился к уничтожению своей страны и немалого в этой области достиг.

Читать письма Ильича способен только душевно железобетонный человек. Особенно его послереволюционные письма, когда этот человек лично (я подчеркиваю: лично!) развил в России чудовищный террор. Исламские террористы в сравнении с этим подвижным, с прищуром умных и жестоких глаз головастиком – просто ангелы небесные. У террористов есть хоть какие-то понятия о горской чести. А Ленин назначил председателем Петросовета Григория Зиновьева, хотя тот голосовал против Октябрьского переворота, считая это безумием, преступлением.

Когда Юденич шел на Петроград, Зиновьев отдал приказ об эвакуации Северной столицы. Последовала депеша от Ленина. Никакой паники! Брать заложников сотнями и расстреливать, расстреливать по мере приближения врага.

Даже друг Ленина еще с каприйских времен Горький был потрясен вероломством своего товарища, который так мило ловил рыбку с итальянскими рыбаками. Письма Ленина к Горькому этого периода сочатся таким ядом, таким презрением к этому "хлюпику", который занимается "зряшной суетней" (спасает людей от голода и казней). С другой стороны, Ленину ничего не стоило подмахнуть резолюцию о предоставлении профессорам дополнительных комнат для библиотек и лабораторий. Но знаете почему? Потому что город был "архипустой". Сбежали из него люди. И именем этого человека назвали Петроград!

Да что Петроград... На совести этого маньяка, политического сектанта миллионы загубленных жизней. Да и душ тоже. Потому что с особенной сатанинской яростью он уничтожал русских священников. А вот группу еврейских сионистов, пожалуйста, выпустил за границу. Но не потому, что он любил евреев. Просто они были ему безразличны.

Я свято убежден, что если в тело Ленина в Мавзолее вогнать осиновый кол, случится что-то ужасное. Содрогнется земля, по Красной площади пройдет трещина. Но потом расчистится небо над Москвой, заиграют в парках духовые оркестры, и все будут улыбаться друг другу. Только не стоит этого делать, пока живы влюбленные в Ленина старики. Они имеют право на иллюзию старости. В отличие от Ленина нам надо быть человечными.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






Современный и надежный низкорамный тяжеловоз представлена на сайте компании «РусБизнесАвто». Гарантии качества и низкие цены!


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования