Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды

На зависть зависимым


Первая Московская биеннале современного искусства будет работать еще полмесяца. Так что спешите видеть. Кто не успел – тот опоздал...

Случилось так, что параллельно с биеннале наша газета стала наблюдать за программой открывшегося две недели спустя музыкального фестиваля Crescendo. В обоих случаях имеет место девиз: искусство – дело молодых. Но молодые от музыки получили высочайшее покровительство президента РФ Владимира Путина, чьим приветствием открывается буклет Crescendo, а молодые от искусства этой чести оказались лишены. Почему? Да потому что в отличие от биеннале фестиваль Crescendo – образец политической благонадежности. Солидная музыка (Брамс, Римский-Корсаков). Солидные залы. Солидная публика. И никакого опасного для власти брожения умов, никаких острых тем, никаких каверзных вопросов. Даже невнятно артикулированная идея Crescendo – ностальгия по родине уехавших в поисках лучшей жизни молодых россиян – оказалась дублем существующего не один год, созданного на чистом энтузиазме приглашенных на то же Crescendo музыкантов фестиваля "Возвращение".

Классика – это наше все. Ее поддержать можно. А вот современное искусство для власти территория неуютная. Не избежать разговора принципиального. От первого лица и с открытым забралом. И то, что биеннале этот разговор предложила, пригласив в собеседники людей со всей планеты и превратив в платформы диалога лучшие выставочные залы Москвы, – отличный ее итог.

Завершающую тему "Первая Московская биеннале" публикацию мы посвящаем мнениям тех, кто никакого участия в подготовке артфорума не принимал. Их позиция сторонних наблюдателей-профессионалов имеет свои очевидные преимущества. Она вполне удовлетворяет требованиям истинного эстетического суждения Иммануила Канта, потому что "бескорыстна и не заинтересована". Ближе к истине, наверное.



полный адрес материала : http://www.gif.ru/themes/culture/bi-2005/envy/


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования