Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 19.10.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Обнадежив, растревожили

Сергей Хачатуров
Время новостей

10.12.2004

Оргкомитет Московской биеннале современного искусства отчитался перед прессой

Собравшие СМИ на пресс-конференцию начальники открывающегося в конце января первого в Москве Всемирного артфестиваля призывают быть оптимистами. Чем настойчивее подобные призывы, тем сильнее чувство тревоги, прямо в соответствии с логикой названия биеннале – "Диалектика надежды".

"Вы молодой, а думаете о плохом. Почему?". Этой репликой руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии, председатель оргкомитета биеннале Михаил Швыдкой отреагировал на заданный вашим обозревателем вопрос, отчего главная площадка биеннале – Музей Ленина – до сих пор является предметом имущественного спора между федеральной и городской властями. "Этот спор (кульминацией которого стал пикет здания "Росимущества" сотрудниками Исторического музея – см. "Время новостей" от 2 декабря. – Ред.) не помешает провести биеннале в Музее Ленина, – сказал Михаил Ефимович. – Несмотря на то что позиции разных ведомств не совпадают, Федеральное агентство и Министерство культуры найдут средства, чтобы превратить здание в площадку биеннале. Экспозиционное пространство будет подготовлено без капитальных вложений в здание, о ремонте речи нет". Хотя пресс-конференция проходила в аванзале Музея Ленина, у журналистов не было возможности оценить масштаб предполагаемых работ по подготовке выставочных площадей: дальше передней никого не пускали. Вопреки привычно спокойному тону председателя оргкомитета тревога осталась. Музей огромный – в нем будет выставлен основной проект биеннале, который готовит интернациональная команда художников под руководством ведущих кураторов мирового Contemporary Art. Приручить такие площади для такого проекта – задача не одного дня. А конь еще не валялся, и воз поныне там.

Вторая тревога – злосчастный бюджет. Комиссар биеннале, директор "Росизо" Евгений Зяблов был краток: "Бюджет жесткий – 40 млн руб. Должно на все хватить". И это при том, что сама программа, включающая дюжину разбросанных по всей Москве площадок (вплоть до станции метро "Воробьевы горы"), сотни участников, тысячи работ, по масштабу не уступает другим фестивалям мира – Манифесте с бюджетом в 3 млн долл., Венецианской биеннале с бюджетом в 5 млн тех же у.е.

Но при всем скепсисе нужно признать, что обнадеживающие речи начальников биеннале в чем-то были убедительны. Например, в том, что в Россию приедет самый цвет молодого Contemporary Art, в частности, 38-летний лондонский художник Джереми Деллер, получивший на днях престижнейшую в области современного искусства премию Тернера. Или в том, что спецпрограммы биеннале в борьбе за зрителя будут состязаться с главным проектом. Самые интересные площадки – Дом фотографии (Мультимедийный комплекс актуальных искусств), где ожидаются инсталляции покорившей Венецию в 2003 году израильтянки Михаль Ровнер, а также всегда любопытных россиян Александра Пономарева. Андрея Бартенева, Маши Серебряковой; Музей архитектуры, где "выступит" Кристиан Болтански, наконец, ГМИИ, в залах которого можно будет медитировать под видеоарт Билла Виолы.

Обнадеживает и то, что хулиган и анархист, крупнейший (даже в раблезианском смысле) критик России Андрей Ковалев после официальной пресс-конференции рассекретил для друзей планы по проведению "альтернативной биеннале", в которой главная увидит свое веселое и симпатичное отражение.

Наконец, надежду дарит и ставшее стабильным чувство творящегося на глазах безотносительно биеннале живого артпроцесса. В день пресс-конференции открылась новая роскошная и огромная галерея современного искусства RuArts, где кураторы Олеся Туркина и Антонио Джеуза выставили работы российского видеоарта с 1990 по 2004 год. Правда, классный хай-тек-дизайн (архитекторы Антон Надточий и Вера Бутко) пятиэтажного особняка на Остоженке убеждает больше, нежели обаятельное в целом, но наивное в частностях российское видеоискусство. Но это не беда. Процесс идет. То ли еще будет.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования