Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 22.01.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Диатез надежды

Велимир Мойст
Газета.Ru

10.07.2004

Обнародована дата открытия Московской биеннале, куда позвали главных художников современности. Знают ли приглашенные об этом, пока неизвестно.

Угадайте, что общего между Москвой, Венецией, Берлином, Стамбулом, Шанхаем и Сан-Паулу? Ни за что не додумаетесь. Во всех этих городах проводятся международные биеннале современного искусства. Предвижу негодование читателей: где это вы в Москве видели что-нибудь подобное? Да не видели еще, зато наслышаны сверх меры. И год назад, и полгода, и только что. Разговоры о "Большом проекте для России" (с такой романтической формулировки дело начиналось) шли и зимой, и летом – если, конечно, кто-то у нас ощущает разницу между временами года. Но календарным летом разговоры все же интенсивнее. Вот давеча собрали прессу в отеле Marriott, чтобы люди отогрели друг друга теплом сердец, заслушали свежую информацию и окончательно обнадежились.

Тема предстоящей биеннале в Москве (теперь уже точно известно, что фестиваль откроется 18 января) так прямо и звучит: "Диалектика надежды". Известно, что название позаимствовано с обложки книги левоправорадикального диссидента Бориса Кагарлицкого, однако других пояснений не ждите, поскольку это черт знает что, а не терминология. Самим бы разобраться.

Вообще-то слово "диалектика" отличается от слов "диатез" и "диапроектор" тем, что претендует на охват многообразия явлений реальности и методику их постижения. Так учат энциклопедии.

А чего нет в энциклопедиях, о том разглагольствовать опасно. Сообщим лишь, что в пресс-релизе помимо выражения "диалектика надежды" встречается фраза "колонизация будущего". Еще круче, но столь же непонятно. Если вы определенно знаете, о чем в обоих случаях речь, напишите нам в газету.

А пока что обратимся к голым фактам и прямым высказываниям. Пресс-конференция началась с того, что Михаил Швыдкой, глава федерального агентства по чему-то и чему-то (даже сотрудники агентства нетвердо выговаривают свое нынешнее название), выхватил из зала Ирину Антонову со словами: "Идемте, вы же лицо национальной культуры". Лицо утвердилось в президиуме, национальная культура резко скакнула вверх. Пошлая же реальность состоит в том, что ГМИИ имени Пушкина подписали на участие в грядущей биеннале: на Волхонке будут показывать инсталляцию Билла Виолы. Среди других площадок – ЦДХ, Третьяковская галерея, Музей архитектуры, церетелиевские особняки на Петровке и в Ермолаевском переулке. Есть еще намеки на Дом фотографии, но крайне диалектические: тут все зависит персонально от его директрисы Ольги Львовны Свибловой, которая присутствием не почтила.

К участию в программе приглашены многие зарубежные звезды: Дэмиан Хёрст, Маурицио Каттелан, Ширин Нешат, Мона Хатум, – однако об их согласии до сих пор ничего не известно.

Обещана также сопутствующая программа, но детали пока не обнародованы по той простой причине, что нет ясности в главном. Кто именно и где конкретно выступит с чем-то определенным, никто сказать не берется. Потерпите.

Зато выпукло проступила иная реальность. Сразу несколько девушек из прогрессивных изданий набросились на устроителей с вопросом: где же главный организатор всех наших побед и гарант международной респектабельности куратор Виктор Мизиано? Ибо было известно загодя, что инициатор Московской биеннале отчислен из рядов за плохое поведение, отстранен от дел за неполное соответствие и вообще. К редактору "Художественного журнала" неровно дышали столь многие, что войди он в эту минуту в зал – и распространилось бы неземное сияние. Мизиано не вошел.

Устроители отвечали так уклончиво, что сразу стало понятно: выпили всю его кровь, а безжизненное тело бросили в придорожной канаве. Хотя оно (тело) остается заместителем председателем оргкомитета биеннале.

Создатель "Мастера и Маргариты" со своими Лиходеевым, Римским и Варенухой просто отдыхает.

Резюме. "Мир смотрит на Восток" – это из текста выступления. В сущности, Япония и Корея ненамного восточнее нас, Калифорния до того восточна, что становится Диким Западом, Иран заведомо севернее Южной Африки, а Северный полюс – самая северная точка по определению. Глупо пользоваться риторикой землепроходцев, когда планета давно уже увидена из космоса. Ищете национальной самобытности? Найдите четкие определения. Хотите включиться в глобальный контекст? Да пожалуйста, никто не препятствует. Устроительство биеннале современного искусства в чем-то напоминает притязания Москвы на будущую Олимпиаду. Хотим диктовать мировой моде, но немножечко шибздиковаты. И очень надеемся, что Старший Брат этого не заметит...

Заметит, не сомневайтесь.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования