Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 13.11.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Биеннале современного искусства излечит москвичей от Церетели

Герман Янкович
Страна.Ru

28.01.2005

Группа "Синие носы" (Россия). "Вдвоем против мафии", 2003 (фотосерия). Столица России перехватила художественную эстафету у Венеции

В течение месяца, начиная с 28 января, в столице в рамках федеральной программы "Культура России 2001-2005 годы" состоится Первая Московская биеннале современного искусства. Подобные форумы традиционно проходят в Венеции, Сан-Паулу, Лионе, Сиднее. В Москве такая широкомасштабная художественная акция проходит впервые. Основной проект биеннале под названием "Диалектика надежды" будут сопровождать множество выставок специальной и параллельной программ, которые разместятся в лучших галереях и выставочных залах столицы.

Чтобы попасть на пресс-конференцию, посвященную открытию биеннале и проходившую в бывшем Музее Ленина, журналистам пришлось провести несколько минут в тесном вестибюле музея перед входом, охраняемым милицией, уступая дорогу продиравшимся сквозь толпу людям в рабочей одежде с коробками на плечах – экспозиция основного проекта к тому моменту еще находилась в стадии подготовки.

Как сообщили устроители, выставки основного проекта также пройдут в Государственном музее архитектуры имени Щусева, у здания Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу и даже в стеклянном вестибюле станции метро "Воробьевы горы". Среди организаторов этого масштабного события в жизни художественного сообщества и ценителей современного искусства – Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, правительство Москвы и Федеральное агентство по культуре и кинематографии, возглавляемое Михаилом Швыдким. Сам Михаил Ефимович появился на пресс-конференции вне своего графика всего на несколько минут. Тем не менее он успел ответить на пару вопросов.

Целью проекта, по мнению г-на Швыдкого, является привлечение внимания государства и общества к искусству. Опираясь на цифры, он продемонстрировал, насколько серьезную поддержку биеннале получила из государственного бюджета, который выделил около 53 миллионов рублей. На вопрос, существуют ли темы, которые на выставке затрагивать нежелательно, глава Федерального агентства ответил весьма остроумно: "Темы возможны любые, но не все должны воплощаться за счет государства. Если ко мне придут с темой "Швыдкой – мерзавец" и попросят миллион долларов, сами понимаете, какая будет реакция".

После того, как Швыдкой удалился, ведущий пресс-конференции известный шоумен Федор Павлов-Андреевич передал слово кураторам биеннале, в том числе куратору музея современного искусства в Париже Хансу Ульриху Обристу, директору Института проблем современного искусства Иосифу Бакштейну и куратору итальянского павильона на прошлой Венецианской биеннале Даниэлю Бирнбауму. Они высказали совокупное мнение, что девизом события должно стать противостояние процессу глобализации и коммерциализации искусства, а целью – "усиление различий".

На Московской биеннале свои проекты представят более 300 художников из России, Германии, Австрии, Голландии, Испании, Кубы, Швеции, Индии, Нигерии. Среди специальных гостей – Кристиан Болтански (Франция) с выставкой "Призраки Одессы" в музее им. Щусева, Билл Виола (США) с видеоинсталляцией "Приветствие" (ГМИИ им. Пушкина) и Илья Кабаков (США, Россия) с "тотальной инсталляцией" под названием "16 веревок" (мастерская на Сретенском бульваре, 6/1). Болтански покажет Россию как идеальную страну, живущую прошлым, о котором о слышал от родившихся в Одессе бабушки и дедушки. Виола заставит ожить библейские сюжеты и шедевры живописи, а Кабаков попробует упорядочить воспоминания с помощью подвешенного на веревках мусора.

Также в программе более 20 выставок в рамках специальных проектов, в которых примут участие такие "культовые" персонажи, как Дмитрий Пригов, Владимир Сорокин, Александр Петлюра, Олег Кулик и Владислав Мамышев-Монро.

Тщательность подготовки и размах, с которым подошли к делу организаторы выставок, производят большое впечатление. Сложно назвать другой подобный проект, участники которого были бы увековечены не в скромном буклете, а в полноцветном, увесистом каталоге, который мог получить любой аккредитованный журналист. Однако главная заслуга тех, кто содействовал проведению в Москве первого международного художественного форума, в том, что на современное искусство взгляд у них несколько иной, чем у Зураба Церетели и прочих многочисленных основателей музеев собственного имени.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования