Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 22.01.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Загляни корове под...

Оксана Герасимова, Юлия Логинова
Московский комсомолец

11.02.2005

Заводы и фабрики, бывшие дворянские усадьбы и советские учреждения. Что роднит некоторые из них? А то, что там показывают современное искусство. "Камни, ножницы, бумага" Галерея "Ковчег" решила к биеннале реконструировать монументальную мастерскую Дома художников на Верхней Масловке, которая прекратила свое существование в 1992 году. Сейчас исторический подвал является техническим помещением МОСХа. А когда-то мастерская считалась Меккой для советских графиков. С момента начала хрущевской "оттепели" здесь работали десятки именитых мастеров. Евгений Кибрик и Федор Решетников, Александр Тышлер и Федор Семенов-Амурский, Анатолий Кокорин и Владимир Башлыков, Александр Максимов и Адольф Демко. Главным техническим подспорьем повальному увлечению были трофейные литографические камни. Они были строго пронумерованы, оттиски строго фиксировались в журнале, запрещались какие-либо шрифтовые надписи, а сама мастерская тщательно проверялась работником из "органов". Но, несмотря на цензуру, в единственной официальной "свободной лаборатории" художники открывали новые стили и формы линогравюры, изображая все: от соцреалистических доменных печей и мешка картошки до абстрактных композиций, ребусов и аранжировок русского лубка. Так, его первооткрыватель в советской графике Александр Максимов свои графические эксперименты начал с отпечатков хлеба, лука, банана изнутри и снаружи. А нежный "Завтрак" Татьяны Ковригиной выполнен в очень сложной технике – едва просвечивается, словно сквозь альбомную кальку. Радуют глаз многочисленные пейзажи калейдоскопической раскраски. Необычайно экспрессивны и трудоемки работы Адольфа Демко конца 80-х. Его литографии с пяти-семи камней отражают свет, тени, идеальные полутона, передают движение выразительнее профессиональной "дрыгающейся" фотографии. Их вклад, как и творцов с Верхней Масловки, где в свое время планировалось целое художественное поселение, неоценим.

***

StarZ Фабрика "Октябрь", Переведеновский пер., 18 Любовь москвичей к актуальному искусству уже не знает границ. Центр "Е.К.АртБюро" занял под большие художественные проекты одно из помещений действующего предприятия. То есть получилось некое срастание искусства и жизни, или реальное воплощение лозунга "Искусство – в жизнь". И правда, когда идешь на выставку, то видишь не только настоящий производственный процесс, но и страшные трубы, воздуховоды и прочие технические прибамбасы. Прямо как в Центре Жоржа Помпиду, с одним отличием: здесь все подлинное. Жаль только, что попросившийся пригреть себя в этом необычном для Москвы новом выставочном пространстве спецпроект биеннале "No comment?" оказался амбициозным и неинтересным как с концептуальной, так и экспозиционной точки зрения. Вроде бы и художники, в нем участвующие (Диана Мочулина, Давид Тер-Оганьян, Игнат Данильцев и другие), неплохи. Идея тоже интересная: молодые отечественные художники ищут новые формы и обсуждают социальную действительность, пытаясь следовать за известным принципом информационных телепрограмм. Да и кураторы Юлия Аксенова и Елена Зайцева – девушки в арт-кругах известные. А вот что-то не срослось. Но будем надеяться, что репутации выставочного пространства это не повредит. И в дальнейшем народная тропа к нему не зарастет.

***

Спецпроект "No comment?" Московский музей современного искусства Если звезды зажигаются, то это кому-нибудь нужно. Но если они зажглись и при этом разом засияли в одном и том же месте, принадлежащем такой же звезде? Это уже получается, что звезда с звездою говорит. В данном случае звезда Церетели предоставил все выставочные площади своего музея в Ермолаевском целому созвездию (всем по отдельному этажу, видимо, чтобы не тесно было). Это Группа АЕС+Ф, Влад Мамышев-Монро, Олег Кулик и Виноградов с Дубосарским. Собственно, каждый этаж – это добротная музейная монографическая ретроспективная выставка каждой звезды. Здесь и знаменитые коровы, которым обязательно нужно заглядывать в зад и посмотреть там интересное кино, и собаки, несущие золотые яйца, и сидящий за письменным столом в одной клетке с живыми курами восковой мудрый Лев Толстой, на коего эти самые куры постоянно гадят. Это сотни героических детей с гаубицами в пустыне АЕСовцев. Это бесконечные лики Владика Монро – от Мэрилин Монро до Любови Орловой, от всех возможных президентов до вымышленных персонажей всех времен и народов. Это веселые, жизнерадостные, красочные и почти как живые голые трактористки и Ельцин с Лебедем, Гельмут Коль на немецкой свадьбе и Сталлоне, рисующий Шварценеггера в кругу детей Виноградова и Дубосарского. Результат – это даже не свечение Млечного Пути. Это взрыв сверхмощной звезды.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования