Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 20.05.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Московская биеннале взлетит на воздух

Ирина Кулик
КоммерсантЪ

04.11.2004

В январе в Москве состоится первая Московская международная биеннале современного искусства. Ее будущие участники – те самые молодые художники, которые должны стать открытием биеннале, уже приезжают в Россию для работы над проектами. Одними из первых в Москву приехали аргентинец ТОМАС САРАЦЕНО и немец КЛЕМЕНС ФОН ВЕДЕМЕЙЕР. С ними встретилась Ирина Кулик.

Томас Сарацено, участник двух Венецианских биеннале – архитектурной (в 2002 году) и современного искусства (в 2003-м), работает на стыке искусства, архитектуры и науки: одно из его технических изобретений даже получило официальный патент. Среди его проектов – объявленное перформансом с участием всего населения Земли настоящее лунное затмение. Но главное увлечение Томаса Сарацено – проектирование утопических летательных аппаратов. Клеменс фон Ведемейер считает себя кинематографистом, но его фильмы показывают на выставках, где они представлены в виде инсталляций.

- Вы уже знаете, что именно будете показывать на Московской биеннале?

Томас Сарацено: Я хочу сделать действующий летательный аппарат – дирижабль в форме летающей тарелки, работающий на солнечной энергии. Сейчас, после 11 сентября, многие задумываются о создании альтернативы самолетам – более безопасных и экологичных летательных аппаратов. Я верю в то, что воздушное пространство должно стать новой средой обитания, в которой смогут сосуществовать и совместно перемещаться люди, животные и растения. Один из моих последних проектов – это летающий сад, который я разработал вместе с моей матерью, она биолог. Огромные летающие платформы могли бы спасти от исчезновения многие виды растений, которые не успевают приспособиться к переменам земного климата и экологической обстановки. К тому же проекты, подобные моим, не могут оставаться этакими личными утопиями, они предполагают сотрудничество специалистов из самых разных областей: инженеров, биологов, архитекторов.

Чтобы подготовить проект для Москвы, я съездил в Ульяновск, где встретился с людьми, работающими в конструкторском бюро, существующем еще с советских времен, но сейчас оставшимся практически без работы. Меня очень интересуют и их исследование, и социальное измерение проекта – сама возможность задействовать их в проекте.

Клеменс фон Ведемейер: Я собираюсь снять фильм о Москве, но снимать его буду в Берлине с живущими там русскими. Я в первый раз оказался в вашем городе, и для меня он оказался совершенно чужеродной средой, не похожей на все мои представления о том, какой должна быть Москва. Чтобы разобраться с этим, я попытаюсь реконструировать Москву в Берлине – знаете, как Стэнли Кубрик, который, делая "Цельнометаллическую оболочку", снимал Вьетнам в Лондоне. Кино – это же всегда такая реконструкция реальности.

- Один из вас строит воздухоплавательные аппараты, другой снимает кино. Но вы приезжаете в Москву не на кинофестиваль и не на какой-нибудь авиасалон, а на биеннале современного искусства.

КВ: В последние лет десять границы между кино и современным искусством оказались размытыми. Да и самые интересные художественные выставки – это те, которые показывают не произведения искусства, а взаимоотношения различных контекстов.

ТС: Именно в области современного искусства возможно работать с самым широким спектром контекстов. Сегодня дело уже не в том, что, как когда-то сказал Йозеф Бойс, каждый человек может быть художником, а в том, что любой жест, поступок или изобретение могут восприниматься как искусство. Сегодня считать или не считать что-то искусством – это вопрос личной ответственности.

- Чего вы ожидаете от Московской биеннале?

КВ: Мне нравится, что это очень экспериментальный проект, в котором участвуют молодые художники. И потом, мне кажется, что биеннале может стать чем-то хорошим для вашего города. Эта выставка могла бы помочь осмыслить ту сложную политическую и социальную ситуацию, в которой вы, да и мы все, сегодня находимся.

- Московская биеннале позиционирует себя как выставка молодых художников. Для вас, действительно молодых людей, важны какие-то поколенческие идентификации, или оппозиция "молодые-старые" уже не работает?

ТС: Идентифицировать себя становится все сложнее и сложнее. Уже не получается просто сказать: я левый, я молодой или я авангардист. Сегодня важнее не оппозиции, а взаимодействия, в том числе между разными поколениями.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования