Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 17.11.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Московская биенналелениниана

Ирина Кулик
Коммерсантъ

09.12.2004

В музее Ленина в Москве состоялась пресс-конференция Федерального агентства по культуре и кинематографии, посвященная Московской биеннале современного искусства. До ее открытия осталось меньше двух месяцев, и главной темой пресс-конференции было утверждение, что биеннале состоится. Заверения в неизбежности победы современного искусства слушала ИРИНА Ъ-КУЛИК.

Открывший пресс-конференцию руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии и председатель оргкомитета биеннале Михаил Швыдкой поспешил опровергнуть "многочисленные слухи" о том, что биеннале будет закрыта или пройдет в другом месте. Слухи были небеспочвенны. 30 ноября сотрудники Государственного исторического музея пикетировали здание Роскомимущества, требуя исполнения решения правительства РФ о передаче здания музея Ленина из собственности города Москвы в федеральную собственность. Сотрудники ГИМа против биеннале прямо не высказывались, но заместитель директора ГИМа Вадим Егоров заявил корреспонденту Ъ, что никакие выставки в музее Ленина невозможны в связи с аварийным состоянием здания, а биеннале не является профильным для музея мероприятием. Ситуация складывалась щекотливая. Не хотелось бы, чтобы биеннале попирала права ГИМа, а современное искусство выступало в роли гонителя "национальной истории".

Но господин Швыдкой объявил, что конфликт разрешен, и поблагодарил за это правительство Москвы. Места в музее Ленина хватит всем – и современным художникам, получившим 2200 кв. м на всех трех этажах музея, и ГИМу, оставившему несколько помещений под свои фонды. Михаил Швыдкой также обнародовал бюджет биеннале – 43 млн рублей. Он не стал отрицать, что в бюджете есть дырка, но сказал, что ее "заткнут". "Почему вас так интересует бюджет? Вам вообще шашечки или ехать?" – поинтересовался у журналистов председатель оргкомитета и заверил, что "поедем" в любом случае: биеннале является мероприятием с госстатусом. На государственной важности биеннале настаивала и коллега по Федеральному агентству по культуре Майя Кобахидзе, уверявшая, что надо показать, как Россия разделяет повсеместно утвердившуюся систему культурных ценностей.

На общем благостном фоне неожиданно радикально прозвучало высказывание директора ГМИИ имени Пушкина Ирины Антоновой, сказавшей, что Московская биеннале не должна быть клоном аналогичных выставок в Венеции или Сан-Пауло, и почему вообще называть это словом "биеннале" и показывать искусство, которое и так выставляют везде. Госпожа Антонова предложила показать на Московской биеннале искусство, собирающее очереди у двух расположенных неподалеку от ее музея галерей, видимо, имея в виду музеи художников Шилова и Глазунова: "Нельзя делать вид, что это искусство не существует". Директор ГМИИ как-то опустила всех на землю, указав на утвердившиеся де-факто художественные ценности.

В объявленном на пресс-конференции списке специальных проектов биеннале не присутствуют разве что эти обступившие Ирину Александровну галереи, все остальные площадки так или иначе задействованы. В Третьяковской галерее пройдет подготовленная Андреем Ерофеевым выставка "Сообщники. Коллективное и интерактивное творчество в группах 1960-2000-х годов", в ЦДХ – проект Марата Гельмана "Россия-2", призывающий современных художников создать позитивный имидж современной России, в Мультимедийном комплексе актуальных искусств, ранее известном как Дом фотографии, – выставка израильской художницы Михаль Ровнер. В Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке – экспозиция с провокационным названием Starz, таковыми себя считают Олег Кулик, группа АЕС, Владимир Дубосарский с Александром Виноградовым и Владислав Мамышев-Монро.

В основном проекте Московской биеннале участие "старзов" не предполагается, но одно исключение все же будет сделано. В наконец оглашенном списке русских участников помимо молодых Алексея Каллимы, Ирины Кориной, Ростана Тавасиева, Давида Тер-Оганьяна и группы "Синий суп" все же присутствуют относящиеся к явно иной возрастной категории "Синие носы". Впрочем, пусть на биеннале будут господа Мизин и Шабуров, а не соседи Пушкинского музея.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования