28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...
Оглушительно веселый бардак и несколько мелких скандалов, сопровождавших открытие Первой Московской биеннале, наводили на мысли, что оргкомитет целенаправленно устроил толчею у входа в бывший Музей Ленина – в целях демонстрации своих способностей сделать из любой ситуации перформанс или хеппенинг. Ну и чтоб мало не показалось. Беглый взгляд на предметы высокого искусства подтвердил, что мало не покажется никому.
Предсказать, что будет потом, пока сложно. Но в первые дни самое большое впечатление производила толпа в несколько сотен человек, кочующих по опорным пунктам основной программы "Диалектика надежды": станция метро "Воробьевы горы" – Архитектурный музей им. Щусева – бывший Музей Ленина. Именно в последнем осмысленный, но беспощадный постмодерн долбанул в полный рост. Заверения путеводителя о том, что "новые художники уже не эпатируют публику", оказались то ли враньем, то ли провокацией. Во всяком случае, композиция "Это не бомбы" (замотанные скотчем супы-бомжпакеты, украшенные часиками и проводками в полном соответствии с саперской наукой нервировала очень и очень многих. Особенно милицию. Лично на меня наибольшее впечатление произвела работа австрийской группы "Желатин" – деревянный сортир, которым может воспользоваться каждый желающий, отчего желтая сосулька во внутреннем дворике музея становится длиннее, толще и красивее. Ну и, конечно, световые панно с пультом управления – как ни старались ревнители чистоты русского языка с помощью рычажков исправить известное трехбуквенное слово, оно продолжало сиять правдой жизни. Правдой прошлой жизни сияли медные ряшки Дэн Сяопинов, выставленных китаянкой Шао Фэй. Кстати, Сяопины как-то подозрительно смахивают на родного Ильича...
И это только начало. Поскольку биеннале завершится в конце февраля, будьте готовы к тому, что Москву накроют не только метели, но и постмодерн.