Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 17.11.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









На таком холоде искусство мыслимо

Максим Шульц
Arttoday.ru

28.01.2005

Основной проект 1 Московской биеннале в бывшем музее Ленина

Ровно двадцать лет назад группа ТОТАРТ, одно из самых ярких явлений концептуализма 70-80-х, провела одну из своих самых известных акций. Художники Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов шли навстречу друг другу с противоположных концов большого снежного поля, отмечая путь красными флажками. Встретившись, они расстелили на снегу плакат с надписью "На таком холоде искусство немыслимо". Налицо была ироническая игра смыслами: холод – холодная война – климат, враждебный искусству. Конечно, сегодняшняя международная ситуация существенно отличается от той, двадцатилетней давности, однако Первая Московская биеннале современного искусства – это, в любом случае, попытка преодоления некоторой замкнутости, стремление адекватно вписаться в мировой художественный контекст. Тем более, вчера вся столица превратилась в огромное снежное поле; метель заставила усомниться в самой реальности происходящего: мыслимо ли вообще хоть что-то на таком морозе. Наверное, едва ли не одно только искусство и мыслимо.

Если где-то в Москве было жарко, это в бывшем музее Ленина – вот где жизнь действительно лилась через край. Здесь открывали "Диалектику надежды", основной проект биеннале. Правда, тут представлена лишь часть проекта – все остальное находится в Музее архитектуры им. Щусева. Но еще до того, как перерезали ленточки, приглашенные обнаружили первый объект – "взрывное устройство", заложенное художником Давидом Тер-Оганьяном. "Бомбы" Тер-Оганьяна можно смело назвать съедобными – проводами с подсоединенными лампочками и таймерами обмотаны бутылки "Coca-Cola", банки с маринованными помидорами, батоны хлеба, бочонок пива etc: серия явно сделана с расчетом выпить-закусить. В целом же художник заминировал таким образом все здание; особенно удачно смотрелись "боевые" банки с килькой рядом с инсталляцией "Модули" Ирины Кориной, вновь продемонстрировавшей свое умение работать с пространством и дизайнерский вкус. Касается темы пространства и Сантьяго Сирухеда Парехо: его "Жесткие простыни" представляют собой мобильные каркасы небольших жилых домов (в 2000 году эти каркасы на некоторое были установлены в историческом центре Севильи); они дают понять – каждый сам волен выстраивать свое жизненное пространство. Венгерская группа "Желатин" тоже затронула вопрос обустройства личного пространства – художники совершенно преобразили обычный деревенский клозет: так или иначе, подавляющее большинство зрителей сначала не понимало, что же находится за закрытой дверью, к которой ведет странная деревянная лестница.

Музей Ленина, пусть даже бывший, сам по себе предполагает неизбежные идеологические вариации. Иронично-психоделичная работа Алексея Каллимы: развеселый чеченец с острым кинжалом и испуганный эсэсовец образуют своими фигурами серп и молот. Китайский художник Шао Фей подошел к вопросу с другой стороны: казалось, бы представленная графика и множество салютующих фигурок (вероятно, олицетворяющих хайдеггеровское Man) наводят на мысль об отмирании коммунизма в Поднебесной, но видео автора, скорее, свидетельствует об обратном – слишком уж старательно он ваяет колоссальную скульптуру Мао. Видеоарт "Синих носов" показывают в коробках: заглянув в них, можно увидеть короткие закольцованные фильмы. Как раз в одном из них Ленин активно ворочается в гробу, в прочих Мизин, Шабуров и Ко, подобно гомункулусам в колбах, мечутся по пространству коробок с той же необычайной скоростью.

В целом же видеоискусство представлено очень неплохо. Например, Джун Нгуен-Хацушиба отметился роликом с настоящим восточным празднеством: дракон, разноцветный дым... только все это происходит под водой, с участием аквалангистов. Совершенно иной пафос у Йоханны Биллинг в "Ты пока меня любишь" – это просто очень романтично.

Одна из самых сильных работ – "Мир" Томаса Сарацено: надувной глобус висит в полутора метрах над полом, поддерживаемый потоками воздуха из большой трубы. К глобусу прикреплены камеры, проецирующие на стену все находящееся в их фокусе. Напоминание, что на такой планете искусство... мыслимо.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования