Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 19.03.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Артсхватки: надежды и предчувствия

Россiя (Москва)

28.01.2005

С 28 января по 15 февраля в Москве пройдет 1-я Международная биеннале современного искусства

Московскую биеннале ждут, как дорогое дитя, тем более первенца. Как же, есть "Манифеста", Венецианская биеннале, да не только художественная, а еще и архитектурная, а у нас – ничего подобного. Западный артрынок по сравнению с нашим выглядит вполне зрелым джентльменом, образованным в правилах поведения, охраняемым солидными экспертами и живущим по своим укоренившимся законам. А наше дитятко только вот-вот на свет появится. На рубашонки дитяти средств особенных не было: 40 млн. рублей – сумма не бог весть какая в сравнении с аналогичными бюджетами "Манифесты" и Венецианской биеннале – в несколько миллионов евро. Сроки родов тоже все время переносились: праотцы-кураторы никак договориться не могли. Совет из опытных повивальных экспертов европейского уровня долго готовился к началу артсхваток: проекты и участников отбирали тщательно, стратегически продумав все мелочи, географически охватив практически все пространство Москвы и даже Московской области. Действительно, масштабы биеннале не могут не поражать. Если вам будет мало всех артточек Москвы или замучает ностальгия по "Арт-Клязьме", можете смело отправляться в лесную чащу на берегу Клязьминского водохранилища, где группа креативных снегурок обещает много радостей и неожиданностей, вероятнее всего, в духе "водка в зимнем разливе" – по аналогии с летним опытом последних лет.

Классиков на биеннале будут представлять имена, которые в комментариях не нуждаются, – Кристиан Болтански, Бил Виола и Илья Кабаков. Болтански покажет инсталляцию из замороженных телогреек "Призраки Одессы", Бил Виола – видеоинсталляцию 1995 года "Встреча Марии и Елизаветы", а Кабаков воспроизведет старую инсталляцию "Веревка" в своей мастерской на Сретенском бульваре. Но, пожалуй, не менее знаковым, чем представление работ, окажется ожидаемое личное участие в биеннале Виолы и Кабакова. Одновременно с мэтрами выступит и молодая поросль – работы 45 молодых художников (25-30 лет), отобранных шестью кураторами биеннале, объединятся под сводами бывшего музея Ленина. Эта "Диалектика надежды" угрожает свершением еще одной революции, на этот раз – медиавизуальной.

Энергию молодых и мощь классиков грозит затмить сияние отечественных артзвезд, четко позиционирующих себя и свой проект, как Starz: Олег Кулик, Владислав Мамышев-Монро, Виноградов и Дубосарский, группа АЕС+Ф, которые масштабно разместятся в залах Московского музея современного искусства. Не подверженные звездной болезни продемонстрируют свою позицию в "Человеческом проекте". Тем же, кому небезразлично вечно тендерное, свое видение этой темы в рамках проекта "Тендерные волнения" предложат Сергей Братков, Герман Виноградов, группа "Синие носы" и суперактивный Олег Кулик. Не забыты будут и те, которые уже далече, – экспозиция "Постдиаспора: вояжи и миссии" представит работы художников восточноевропейского происхождения, эмигрировавших в страны Европы и США.

"За политику" на биеннале будут отвечать те, кому она в буквальном смысле этого слова известна изнутри: "Россия 2" в видении Марата Гельмана предстает как "аккумулятор настоящего и генератор будущего... на пути к созданию нового пространства, несоприкосновенного с официальным". Маркетинговую стратегию "first come, first go" политтехнолог Гельман запустил верно, дав старт проекту еще до официального открытия биеннале. И если с настоящим получилось все вполне интересно: тут – рефлексия ислама и возможность (в одной из инсталляций) посидеть на скамейке возле медиашахидки со связкой гранат на тонкой талии, там – украинские митинги под емкой вывеской "Жевательная грязь" (sic!), а рядом – миф служебного романа, – то будущее, увы, пока ясно не обозначено. Новых имен, обещающих это другое будущее, – по пальцам пересчитать.

В Московском доме фотографии собрался ударный отряд лидеров артсцены, в составе которого Гриша Брускин, Александр Пономарев, Андрей Бартенев, Мария Серебрякова, Ольга Чернышева. И уж, конечно, трудно будет пройти мимо шоколадных атлантов на фотоработах скончавшегося в 1989 г. от СПИДа Роберта Мэпплторпа. Вероятно, только у самых выносливых останутся еще силы сравнивать их с гравюрами голландских маньеристов...

И все-таки остается вопрос: столько участников, столько мнений, будут ли артсхватки? По всей видимости, увы, нет... Существует некая общая преамбула, надежда, чаяние – рождение отечественного артрынка... А будет ли мальчик, пока большой вопрос. Лучшей же иллюстрацией к происходящему может служить массивное полотно Дубосарского-Виноградова "Тройка", изображающее голенького карапуза, пытающегося удержать в одной упряжке мчащуюся тройку. В единой упряжке – художники, галеристы и арткритики. Вокруг резвится другой мир – зайчики, птички – гости наши, созерцающие, куда же эту тройку несет...

Художники рвутся заявить о себе, галеристы сообщают публике о своей мегавласти, а арткритики, констатируя процессы, ищут критерии оценок актуальности, современности и нетиражности искусства. Еще недавно кого-то в краску бросали эпитеты "коммерческий", "самый продаваемый", а ныне, глядишь, вроде нормально, ухо не режет, даже престижности придает – "здорово продается". Заметим, даже не "здорово выставляется", а именно "здорово продается"... И если десяток рекламщиков вкупе с десятком местных банкиров украсили свои интерьеры картинами этого художника, стал ли он от этого признанным лидером артмира или остался просто успешно продаваемым художником? Глобальных продаж в России, судя по данным последней "Арт-Москвы", ожидать в ближайшее время не приходится: реальный итог продаж со стендов до миллиона долларов не дотянул. А большую часть итоговой суммы обеспечили три проданные работы Ильи и Эмилии Кабаковых.

Увы, Москва – это еще далеко не Лондон с оглушительными продажами Айвазовского на именитых аукционах. С другой стороны, примечательная тенденция в преддверии биеннале – активизация деятельности коммерческих галерей столицы и появление новых лиц не прошли незамеченными. Энергичное вторжение в столичный художественный брэндинг влиятельной Стеллы Кей, владелицы Stella Art Gallery, быстро парировала никому не известная Марианна Сардарова, хозяйка галереи RusArt, поставив еще более сложную задачу – создание отечественного артрынка, концентрируясь на видеоарте, медиапроектах. Современное искусство как декорный элемент антуража dolche vita – такова пока реальная стратегия реализации высоких задач и тенденция времени. Любопытен, кстати, такой факт: менее чем через год своего присутствия на артрынке именно Стелла Кей была названа персоной N 1 в топ-рейтинге "Выбор современного искусства" журнала "Артхроника", оставив позади столь уважаемые имена, как Пиотровский, Боровский, Гройс. Уместно ли вообще подобное сравнение?

Артсхватки на биеннале не ожидаются, но авторитетные заявления игроков будущего рынка – вполне. Есть и более благие, человеческие намерения. У одних – увидеть срез современного искусства, у других – наладить диалог с массовой публикой, у третьих – включить наше актуальное искусство в международное артпространство. В этом предчувствии мы все – кто с надеждой, кто с верой, кто с пессимистической ухмылкой, кто с простым и честным оптимизмом – ожидаем, что день грядущий нам готовит.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования