Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 13.11.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









АРТикуляция N31 с Дмитрием Барабановым

Дмитрий Барабанов
Артинфо.ру

04.02.2005

На старт!

Неисчислимые мероприятия проходящей сейчас в Москве 1-й биеннале современного искусства можно легко уподобить сходу снежной лавины в условиях слабой видимости, заносящей всё на своем пути ледяной пургой. Исступленный темп, взятый устроителями, помимо железного здоровья предусматривает немыслимый энтузиазм депривированных любителей искусства. Шутка ли, по 4-5 открытий и презентаций ежедневно. И все же, она открылась. Открылась 27 января 2005 года, в метро, без перерезания красной ленточки, с вялым рукоплесканием малочисленной публики. Ведущий телепрограммы "Жизнь прекрасна" и руководитель ФАККа М. Е. Швыдкой, с трудом скрывающий свое недоумение, отверг предложенный маломощный мегафон. Однако, торжественные слова, потонувшие в гуле проходящих поездов, были сказаны. А на платформе станции "Воробьевы горы" показали видеоработы Дженнифер Аллоры & Гиллермо Кальсадильи из Пуэрто-Рико, а также Йона Бока из Германии. Глубокомысленный немецкий ролик явил изрядную долю метафорического наполнения. Пуэрториканцы же сняли жизнеутверждающий фильм про юношу, управляющего мотоциклом, в выхлопную трубу которого вставлена музыкальная труба.

В скором времени, вокруг Музея Архитектуры им. А. В. Щусева начали собираться гости. Прямо перед музеем висит растяжка, рекламирующая "Арт-Москву" (sic!). В фанерной будке при входе во внутренний двор музея демонстрируется проект художницы Михаль Ровнер из Израиля.



Эта философская "демиургическая" видеоинсталляция представляет собой микроскопические бурления миниатюрных человеческих толп, напоминающих цепочки ДНК и мельтешение кровяных телец в неком подобии чашечек Петри.

В так называемой "руине" и Аптекарском приказе можно увидеть произведение под названием "Призраки Одессы" известного современного художника Кристиана Болтански. Он прибыл в Москву с собственным самоваром, утилизировав его для своей инсталляции. Легенда гласит, что этот агрегат Болтански унаследовал от бабушки, некогда переехавшей вслед за своим женихом в Париж.



В затемненной и принципиально неотапливаемой руине на разных уровнях развешаны десятки задубевших пальто. В Аптекарском приказе тусклые мигающие лампочки освещают развевающиеся на ветру (спецэффекты-вентиляторы) простыни, которые художник называет "экранами". С полотнищ на посетителей, под аккомпанемент агрессивного лая сторожевых собак пронзительно "взирают" призраки прошлого. Работа достаточно внятная, и, как водится у Болтански, программно трагическая.



Но это еще не все. В анфиладе главного корпуса МУАРа – множество видеопроекций различной степени задумчивости: от пародии на фильм "Микрокосмос", снятой в недрах обыкновенного ковра, до задорного ролика Пилар Альбаррасин из Испании. Одним словом, в Музее есть, что посмотреть, к тому же наличествует шанс, что поясняющие таблички и экспликации наконец-то там появились.

До 28 февраля. Музей Архитектуры им. А. В. Щусева (ул. Воздвиженка, 5).

Под сенью Ленина

Как известно, основной площадкой биеннале стал бывш. Музей В. И. Ленина. Это неудивительно, если учесть пристрастие куратора мероприятия Иосифа Бакштейна к экзотике. Только раньше выставочные пространства были чуть менее "политизированы" – Сандуновские бани и Бутырская тюрьма.

У меня нет цели инспектировать потраченный бюджет, но пространства ех-музея ВИЛ находятся в крайне постыдном, облезлом и заскорузлом состоянии. Это навевает невероятное уныние и ощущение обмана. Впечатление таково, что в дом под снос в срочном порядке решили занести что-нибудь яркое для оживляжа. Вероятно, это просто приступы стариковства, ведь у коллег главная выставка "вызывает восхищение и потрясение".



На мой же взгляд, на выставке представлено второсортное искусство художников "третьего эшелона". Из более-менее известных артистов международный кураторский коллектив решил привлечь только Сантьяго Серра, свежеиспеченного лауреата приза Тернера Джереми Деллера и арт-комедиантов из группы "Синие носы". Тем самым трепетно поддерживается исконное российское чувство перманентной фрустрированности. Зато можно ознакомиться с произведениями К. Лузера, И. Мудова и побывать в отстроенном группой "Желатин" сортире.



Как известно, с российской стороны были рекрутированы: Ростан Таваcиев, лауреат премии "Черный квадрат" Давид Тер-Оганян, Вячеслав Мизин и Александр Шабуров, "Синий суп" (Даниил Лебедев, Алексей Добров, Александр Лобанов), Алексей Каллима и Ирина Корина. Ничего экстраординарного они не продемонстрировали. Тавасиев, так же как и раньше, апеллирует к детскому и непосредственному, эксплуатируя образы мягких игрушек, Тер-Оганьян смастерил муляжи бомб (и далеко не в первый раз), Мизин & Шабуров представили очередные чаплинианские арт-ролики, Каллима верен "чеченскому дискурсу", Корина изготовила циклопические модули автомобилей, облицованные разновидностью плиточного ламината.



Кураторы недвусмысленно заявили, что "Московская биеннале-2005 – это пилотный проект, эксперимент". Такова уж "Диалектика надежды". Позиция устроителей понятна – на развалинах рухнувшего 15 лет назад режима утвердить новейшее интернациональное искусство. Будущее, вне всякого сомнения, приблизилось!!! Но пока что подниматься в залы приходится по ступеням неработающих эскалаторов. В общем, как сказал бы Умберто Эко, явлена "герметическая аллегория".

Из всего увиденного, самым зрелищным можно назвать видеопроект Джуна Нгуена-Хацушибы (Вьетнам-США-Япония), запечатлевшего фантасмагорическое празднование восточного Нового года под водой. С традиционными драконами, разноцветными струями-"салютами", водолазами, каскадами пузырей и утробной музыкой. (Площадь революции, д. 2/3)



В поисках аттрактивности или советы арт-доброхота

Настоящую "зрелищность" удалось обнаружить в Московском музее современного искусства Зураба Церетели (Ермолаевский переулок, 17), где можно увидеть проверенный временем "верняк". Именно там представлены ретроспективы творчества группы АЕС+Ф, Олега Кулика, Дубосарского и Виноградова, а также Мамышева-Монро. Такой вот мезальянс. Проект называется StarZ. Каждому художнику отдано по одному этажу музея. Все работы, за исключением новой фотосерии Монро, хорошо известны нашим любителям contemporary art'a.



StarZ – это визуальная экспансия концентрированного китч-арта. Проект составлен "с умыслом", такую выставку хоть сейчас можно отправлять на экспорт. В то время как перманентные поиски идентичности вновь и вновь девальвируются, произведения наших героев, гнущих свою линию вот уж 10-15 лет, являются свободно конвертируемыми. Во всяком, случае нам хочется в это верить и надеяться на персональные триумфальные выставки фигурантов не только в иностранных галереях, но и в крупных музеях Европы и США. Показательно, что некоторые из выставленных произведений положат начало корпоративной коллекции современного искусства коньячной компании АрАрАт.



***

Другой заслуживающий внимания проект нашел пристанище в ЦСИ М'АРС, где сейчас проходит фестиваль Art Digital 2004 под девизом: "Я кликаю, следовательно, существую". Арт Диджитал – это интернациональный смотр новейших цифровых достижений от фильмов до игр, от затейливых монтажей до интерактивных видеоинсталляций. Фестиваль не претендует на всеохватность, однако в залах центра безусловно есть что посмотреть. В первую очередь, я посоветовал бы обратить внимание на видео талантливого китайца Фенга Менгбо, транспортировавшего себя в пространство компьютерной игры Ah_Q. Фонтанами брызжет кровища, идет пальба из базук и пулеметов, постоянно меняется ритм – все очень бодро и энергично.



Довольно элегантна ироническая игра "Захватчики ковра" поляка Янека Симона: с помощью джойстика зрители воюют с восточным молитвенным ковром, стреляя по узорам. У Юлии Страусовой нарколебеди служат проводниками в мир "культурных галлюцинаций" и трехмерных грез. Страшной мега-анакондой обвивает круг колбасы кремлевскую стену (проект Мизина & Шабурова). Юрий Аввакумов демонстрирует очередную усовершенствованную модификацию своего Zeuxxxis'a – рождение (путем многократного наложения) из мусора порнообразов романтических натурщиц а ля Ренуар.



Сергей Тетерин уподобляет обыкновенную мясорубку проекционному киноаппарату прошлого. Вращая ручку мясодробилки, зрители приводят в движение фильмы Дзиги Вертова и Луиса Бунюэля.



***

В Третьяковке (на Крымском Валу) – большая выставка "Сообщники. Коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве 1960-2000-х годов".

В наличии больше 250 произведений разных лет: от легендарной группы "Движение" до граффитчиков из коалиций "Rus Crew" и "Absurdmafia".

Главное достоинство этой экспозиции – показ малоизвестных, или же знакомых только по репродукциям работ.

Очень много забытых ностальгических опусов 1980-х выужено из закромов ерофеевского собрания: видео "Среднерусской возвышенности", артефакты Георгия Литичевского, живописные серии "Чемпионов мира", наследие "Мухоморов", etc. Исторически верным можно считать решение представить и питерское искусство, включая гигантские полотна Маслова и Кузнецова, Георгия Гурьянова и Ольги Тобрелутс.



Отдельно следует выделить новую титаническую работу Валерия Кошлякова "Облако", осуществленную совместно с МСИ MACRO (Рим) и Orel Art Presenta (Париж).

***

Фактически за углом, в Центральном доме художника, во всем блеске своего великолепия функционирует еще один запоминающийся проект, подготовленный сводным отрядом кураторов из 3-х филиалов ГЦСИ. За незамысловатым названием "Human project" скрывается концептуально полноценная очень интересная выставка. Просмотр видео не отнимает годы жизни (как это частенько бывает) – всё четко, ясно, вразумительно, ярко и сочно. От ролика "Всевидящее око" группы "Зер гут" из Нижнего Тагила я получил настоящее катарсическое наслаждение – филигранная работа!



Помимо этого, можно увидеть видеоинсталляции "Головокружение" программы ESCAPE и Surfing группы PROVMYZA из Нижнего Новгорода, инфернальные работы Виталия Пушницкого и живопись Керима Рагимова из Санкт-Петербурга.



Таковы, друзья, мои рекомендации.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






Цифровая печать, широкоформатная печать, термопереплет.


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования