Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 20.05.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Биеннале

Московская биеннале: новая актуальность и деприватизация надежды
29 сентября 2004

28 января 2005 года открывается Первая Московская биеннале современного искусства. Избрав в качестве темы мероприятия лозунг "Диалектика надежды", шесть европейских кураторов попытаются внести свою лепту в святое дело возрождения надежды "как коллективного социального чувства", утрата которого, равно как и "утрата Великой мечты о социальных переменах", по образному выражению организаторов, "привела к приватизации надежды, определившей многие процессы в искусстве 90-х годов". // полностью...









Ленин жив и ворочается

Сергей Сафонов
Газета

31.01.2005

Открылся основной проект Московской биеннале

О стратегии устроителей Первой Московской биеннале современного искусства Газета уже сообщала. Теперь можно поговорить о тактике. Лучше всего это сделать на примере "Диалектики надежды" – трехмастного основного проекта биеннале.

Первая часть "Диалектики надежды" началась засветло, в четыре часа пополудни, на станции метро "Воробьевы горы". Всякое взаимодействие с общественным транспортом обычно воспринимается чиновниками от искусства как примета демократии; достаточно вспомнить административное упоение фуршетом, устроенным на дальней платформе "Александровского сада" по случаю предпожарного "Арт Манежа". Вот и теперь организаторы лучились победоносной энергией, созерцая два видеопроектора в разных концах пустоватой станции и недоуменные лица пассажиров за стеклами вагонов проезжавших – ну и, разумеется, останавливавшихся – поездов. Из-за дневного освещения, пробивавшегося через заиндевевшие стекла метромоста, проекция была бледноватой, установить авторство роликов не было возможности, но это никого не смущало: важнее был прецедент смычки искусства и жизни. Сотрудники милиции толпились особняком в незначительном меньшинстве по сравнению с любителями современного искусства. По свидетельству одного из присутствовавших, диссидента со стажем, все это напоминало давние советские митинги с требованием свободного выезда в Израиль: такая же кучка бородатых интеллигентов и западные журналисты с кинокамерами и фотоаппаратами по соседству с внутренне напряженными служителями правопорядка.

Потом был Музей архитектуры со второй частью "Диалектики" – на Воздвиженке, где от музейного угла через улицу висело то, что как-то физиологически неприятно именуется перетяжкой; только почему-то с рекламой грядущей майской "Арт Москвы 2005". Учитывая непростую историю отношений вдохновителя и организатора этой ярмарки директора ЦДХ Василия Бычкова с командой биеннальщиков под руководством Евгения Зяблова, наличие плаката (как и отсутствие на этом месте рекламы самой биеннале) выглядело вызывающе. Насладившись двухчастной инсталляцией Кристиана Болтански "Призраки Одессы" (интервью с художником опубликовано в предыдущем номере Газеты) и изощренным видеопроектом Михаль Ровнер (подробности – в завтрашнем номере), публика попадала в анфиладу затемненных залов, утверждавших видеоарт в качестве важнейшего из искусств. Из увиденного на ходу больше всего запомнился ролик испанки Пилар Альбаррасин с женщиной в желтом, которую на многолюдной улице начинает преследовать духовой оркестр. А также медитативный – кажется, из Нидерландов – сюжет, который предполагал долгое созерцание восточного ковра под неземную музыку летающего в пространстве экрана.

Настоящий аншлаг ждал в бывшем Музее В.И. Ленина. Понятно, почему организаторы биеннале решили развернуть основную экспозицию именно здесь. Во-первых, память места, располагающего ко всякого рода аллюзиям, которая дает возможность подчеркнуть смену исторических эпох. Во-вторых, архитектурные достоинства здания. И, наконец, его незавершенный ремонт, позволяющий использовать стены как угодно. Наиболее интенсивно они раскрашены в проекте француза Бориса Ашура "Операция восстановления поэзии", но всех переигрывает австриец Константин Лузер с занимающими целый зал двоящимися настенными рисунками из проекта "Фокус". Набегавшимся критикам становится здесь просто не по себе: кажется, что причина не в изощренно повторяющемся абстрактном рисунке, а в полученной за день профессиональной травме. Следами незаконченного ремонта смотрятся обмотанные цветными веревочками и составленные в угол второго этажа хромированные рейки Михаель Бойтлер из Германии и некоторые другие трехмерные опусы. И все же международная биеннале многим запомнится не опытами молодых иностранцев, а картонными коробками в коридоре первого этажа: на дно каждой из них проецируется иногда очень смешное "тяп-ляп видео" российских "Синих носов". На выбор места нынешней выставки сибиряки Вячеслав Мизин и Александр Шабуров со своими подручными ответили адекватно: в одной из коробок перекатывается со спины на бок и обратно маленький – не усопший, а просто уснувший тревожным сном – Владимир Ильич Ленин.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






ЭГНИ - увеличение продаж - маркетинговый аудит сайта


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования