Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 7.08.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Выставки

Мастерская Арт Москва 2004
4 ноября 2004

5 ноября в 16:00 в ЦДХ состоится открытие "Мастерской Арт Москва", сателлита одноименной ярмарки (в этом году, правда, "Мастерская" чуть автономизировалась, заняв по отношению к "Арт Москве" интригующе близкую шестимесячную дистанцию, а не мертвый пост-ярмарочный период, как раньше). "Мастерская" представит проекты зачисленных в "шорт-лист" премии "Черный Квадрат" и определит ее победителя. На фото: фрагмент проекта Программы Escape "Quartette", победителя "Мастерской Арт Москвы" прошлого года. // полностью...









Маленький человек в квадрате

Наталия Савоськина
Новая газета

16.11.2004

На "Мастерской Арт-Москва" вручили единственную национальную премию в области современного искусства

"Ну сейчас, скоро начнется... Извините за техническую задержку, шоу "Ураган" – буквально через пару минут..." – издевательский перформанс Викентия Нилина, состоявший из нагнетания обещаний, действовал на нервы весь вечер. О том, кто станет первым лауреатом премии "Черный квадрат", с неподдельным волнением шептались не только номинанты: кроме обещания персональной экспозиции на следующей "Арт-Москве", победителю достались вполне ощутимые 5000 от учредителей одноименного фонда и строительной компании "МИАН".

В этом году "Мастерская Арт-Москва", некоммерческий смотр отличившихся на главной художественной ярмарке, перебралась с весны на осень и обзавелась интригой – изобретением первой национальной премии в области современного искусства.

Председатель жюри Екатерина Деготь открыла смотр словами о том, что настало время не искать критерии отличия плохого искусства от хорошего, а радоваться тому, что каждый из выбранных для участия в "Мастерской" художник (освобожденный на этот раз от покровительства галереи) представил достойный проект.

Достоинств оказалось в избытке: поролоновые голуби Сергея Шеховцева (минувшим летом представлявшего Россию на биеннале в Сан-Пауло) и дизайнерский пейзаж из веревок с проводами и башнями электропередач (Стасюнас Витаустас), обаятельно бесполезная инструкция по созданию видеоарта "Play" еще не замеченного в столице самарского художника Владимира Логутова, абстрактные обтекаемые "Жуки" уставшего от радикальных жестов Анатолия Осмоловского, остроумный секонд-хенд с лирическими цитатами на платьях от петербурженки Глюкли, митьки Флоренские с подводной лодкой.

В соревновании аттракционов веселых и находчивых неожиданно проклюнулась хрестоматийная сквозная тема – маленький человек под немигающим оком государственного контроля. Группа "Escape" (чья тонкая, эстетская работа "Квартет" взяла приз на прошлогодней "Мастерской") наглядно повесила лайтбоксы, где голый человек с палитрой прижат к ногтю, и тревожно-пафосный текст – о праве на личную свободу в постиндустриальной пустыне и творчестве в условиях "борьбы за близость к власти".

Многие художники минимизировались без слов. Мария Сумнина с помощью фотоколлажа рассказывает, что стала размером с Барби, когда переехала в Нью-Йорк – подавленная масштабом мегаполиса, панически боялась выходить из дома – разве что к психотерапевту за таблетками. Юлия Слонова ищет (и находит!) вещдоки медицинского эксперимента – как в недрах КГБ для укрепления разведки вывели "очень маленьких людей". После таких мистификаций сразу тянет подержаться за деревянный "Рычаг власти" Максима Русакова, приводящий в действие ряды богородских игрушек – медведей с колотушками.

Любителей игры в художественные прятки побеждают те, кто умеет рисовать, – большой человек и отличный художник Константин Батынков или Дмитрий Гугов, переехавший в ЦДХ со своей собственной мастерской и всю неделю трудившийся перед холстом не покладая кисти.

Гран-при дали Давиду Тер-Оганьяну, сыну опального мастера топора Авдея Тер-Оганьяна – уже восьмой год томящегося в политэмиграции после скандально знаменитой акции с рубкой софринских икон. Впечатление, что Давид получил "за папу" и фамильную выслугу лет, – поверхностно. В конкурсном проекте "Операция" жюри усмотрело злободневное и полемическое высказывание о сущности искусства. Абстракции Тер-Оганьяна-младшего, заставляющие оживить в памяти всю тему – от Кандинского до Злотникова – и в то же время бьющие по глазам недвусмысленным сходством с планом спецоперации на карте местности, – "пятерочный" пример соответствия требованиям рынка и критериям "актуальности".

Внятность и читаемость, пламенный привет русскому авангарду и владение новейшими технологиями (компьютерные принты), озобоченность терроризмом и ирония над теориями заговора – все это "на пятерку" ответил двадцатитрехлетний художник, чьи выставки (к примеру, показанная недавно на "Арт-стрелке" фотосерия людей, спящих в метро) и так были замечены в этом году.

А можно ли всерьез считать национальной премию, присуждаемую пятью арт-критиками, среди номинатов которой не замечены такие герои современного арт-рынка, как Олег Кулик или Виноградов с Дубосарским, – жизнь покажет. Зато теперь наряду с Госпремий, расставляющей каждый год по местам таланты государственного масштаба, и учрежденным галереей "Ковчег" "Мастером", которым отмечают качество художественное, появилась награда, поощряющая искусство за оперативность реакции, остроумие и чуткость к прогнозам рыночного и общественного климата, короче, за современность.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования