Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 17.11.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Выставки

Мастерская Арт Москва 2004
4 ноября 2004

5 ноября в 16:00 в ЦДХ состоится открытие "Мастерской Арт Москва", сателлита одноименной ярмарки (в этом году, правда, "Мастерская" чуть автономизировалась, заняв по отношению к "Арт Москве" интригующе близкую шестимесячную дистанцию, а не мертвый пост-ярмарочный период, как раньше). "Мастерская" представит проекты зачисленных в "шорт-лист" премии "Черный Квадрат" и определит ее победителя. На фото: фрагмент проекта Программы Escape "Quartette", победителя "Мастерской Арт Москвы" прошлого года. // полностью...









Мастера вызывали?

Наталья Филатова
Итоги

02.11.2004

С 5 по 14 ноября в Москве в Центральном доме художника пройдет одна из крупнейших на сегодняшний день художественных выставок "Мастерская Арт-Москва". Нынешний проект интересен еще и потому, что "Мастерская" является прообразом первой биеннале современного искусства, которая состоится в январе. Полтора года назад, когда обсуждалась идея московской международной биеннале современного искусства, известный арт-функционер Виктор Мизиано на форуме "Большой проект для России" заявил, что, мол, организовать биеннале несложно: нужно взять "Мастерскую", расширить ее за счет международных участников – и готово. И вот за два месяца до открытия биеннале мы уже можем познакомиться с российской "сборной".

Новое старье

Долгие годы "Мастерская" существовала как некоммерческое приложение к ярмарке "Арт-Москва". Поначалу и сама ярмарка была не особенно прибыльной, поэтому два мероприятия не конкурировали между собой. Когда же у публики появились деньги и проснулся интерес к современному искусству, ярмарку и "Мастерскую" "развели". Теперь "Мастерская" проходит осенью, тогда как сама ярмарка – весной.

"Мастерская" изначально была создана как площадка для свободного самовыражения художника, над которым не висит требование галереи сделать ликвидное произведение и нет жестких рамок кураторской темы. За четыре года стало понятно: "Мастерская" отражает мейнстрим современного искусства.

Сначала проекты для экспозиции отбирали галеристы, их все упрекали в том, что они выставляют тех, кого продают. Теперь функцию отбора передали ведущим арт-критикам, но и критики – люди пристрастные. У каждого есть свои любимцы и протеже. Таким образом, второй год в составе участников мы видим одни и те же имена – Константин Батынков, Елена Берг, Сергей Братков, группа Escape, Анатолий Осмоловский, Игорь Макаревич и Елена Елагина. Для разнообразия в список включают группу АЕС+Ф и питерских графиков Флоренских, творческую семью Тер-Оганьянов, в прошлом году ее представлял отец, в этом – сын.

То, что за основу биеннале взяли "Мастерскую", это даже хорошо: все-таки самый успешный и интересный московский некоммерческий проект. Но никто не предполагал, что понято это будет буквально. Есть ли смысл смотреть одни и те же работы каждые два месяца. Вот АЕС+Ф показывает своих вооруженных детей в пустыне, кажется, уже в пятый раз. Та же история с куликовской "Теннисисткой" и "Гагариным": где только их не выставлял автор – от международных биеннале до отечественных выставок. Если добавить, что и других участников – Кабакова, Булатова, Комара&Меламида, Кулика, Владика Мамышева-Монро, все тех же супругов Флоренских – интересующиеся москвичи уже видели на выставке "Москва – Берлин" в Историческом музее, то осетрина получается известной свежести.

Конечно, Иосиф Бакштейн, куратор-координатор московской биеннале, утверждает, что главная задача – "продемонстрировать некую консолидацию московской и российской художественной общественности и действительно показать все, что было интересного в последнее время", но вопросы остаются. Неужели опытные кураторы не могут взглянуть на процесс шире и найти что-нибудь, кроме нескольких известных имен? Летом была сделана попытка разорвать этот порочный круг: журнал "Арт-Хроника" объявил конкурс молодых кураторов. Итоги конкурса объявят буквально на днях, но поучаствовать в биеннале свежие силы уже не смогут. Припозднились.

Спрос, убивший предложение

Необходимость проведения в Москве международной биеннале обосновывалась чуть не государственными интересами. "Организация такого масштабного события способствует укреплению статуса Москвы как одной из культурных столиц мира и чрезвычайно важна для формирования образа России как цивилизованной, мощной державы", – написано в положении о биеннале.

После этого в столице открылось несколько галерей. При поддержке бизнеса прошел фестиваль "Арт-Клязьма" и была презентована "АРТСтрелка" – этакое "российское Сохо", как быстро окрестили этот пятачок, где в заброшенных гаражах несколько галерей открыли свои мини-филиалы. Один московский банк даже субсидировал российский павильон на биеннале в Венеции. Суммы затрат на наше искусство, конечно, пока несравнимы с французскими и британскими, но так и выручки от этого искусства пока несопоставимы. Все эти мероприятия были проведены с целью подготовить московскую публику к приятию современного искусства большими дозами, которое ожидается во время биеннале. Считается, что зритель в Москве непросвещен и предстоящая биеннале может его напугать. Впрочем, те, кто пришел на открытие "АРТСтрелки", оказались напуганы заранее...

Честно говоря, и раньше было известно, что хороших галерей в Москве немного, да и художники стоящие наперечет, а большое количество прошедших за короткий срок хеппенингов сделало эту истину достоянием широких кругов. Стал совершенно очевиден тотальный дефицит идей. Удивительная особенность российского рынка искусства: как только появился спрос, тут же пропало предложение. Стелла Кей, владелица Stella Art Gallery, решила представить в своей прозападной галерее русский проект, собрала молодых (и не очень) художников и попросила их сделать "что-нибудь по поводу Ильи Кабакова". Проект получился абсолютно провальным и вялым, потому что делать что-либо по-настоящему хорошее художникам было лень, а некачественный продукт в стенах фешенебельной галереи выглядел как-то особенно... некачественно. Выяснилось, что лучшие наши художники – группа "Синие носы" (Вячеслав Мизин и Александр Шабуров), конечно, фонтанируют идеями, но эти идеи применимы разве что для хеппенингов, а стеб – товар неликвидный.

Айдан Салахова, одна из самых чутких к переменам московских галеристок, как только заметила стагнацию, привезла выставку шведской художницы Натальи Эденмонт, той, которая режет кроликов и вставляет их головы в вазы. Таким образом Айдан хотела расшевелить московскую публику. Но на эту провокацию попалось только общество защиты животных.

В таких условиях крупные проекты не рождаются. Московскую биеннале хотят поставить в один ряд с ММКФ, "Золотой маской" и "Кубком Кремля". Однако в московских театрах регулярно выходят премьеры, о которых говорят, молодое российское кино в последнее время тоже внушает определенный оптимизм, а уж превосходство русского тенниса теперь никто не подвергает сомнению. Даже российская мода имеет право на свой крупный международный проект, которым со временем может стать Russian Fashion Week. Фотографы хорошие есть, что не первый год доказывает успешно проходящая "Фотобиеннале". Художники вроде тоже есть, а художественного процесса нет. Вряд ли можно назвать животворной ситуацию, когда одни и те же проекты выставляются на нескольких выставках.

Заграница нам поможет

Московскую биеннале делают семь кураторов, шестеро из них иностранцы, которые привозят в Москву западное современное искусство. Эта зарубежная часть обещает стать самым лакомым куском московской биеннале. На него, по сути, вся надежда. Хотя и западный раздел делается исключительно по-российски: при подготовке собственных выставок англичане и американцы утверждают всех претендентов за год вперед, а в рамках "Большого проекта для России" многие зарубежные участники неизвестны до сих пор.

Правда, в таком случае возникает разумный вопрос: может, не надо было называть все это громким словом "биеннале"? А просто привезли бы несколько качественно сделанных зарубежных выставок. Потому что, как правильно считают организаторы, горожан еще надо подготовить к столь активному нашествию субстанции под названием "современное искусство". Вот и готовили бы хорошими небольшими выставками. Потому что и на блестящую "Москву – Берлин" народ валом не валил. Очереди в Москве нынче стоят только в галереи Шилова и Глазунова.

"Для того чтобы сделать качественную международную биеннале, требуется два года упорной работы, во время которых формируется программа, и еще четыре месяца напряженнейшего труда, когда никто не ест и не спит, занимаясь организационными мелочами, приездами, развеской, таможней и прочим, – говорит Ольга Свиблова, директор Московского дома фотографии, которая проводит "Фотобиеннале" не первый год. – А для того чтобы проект был успешен, соотношение Россия – Запад должно быть примерно пятьдесят на пятьдесят. Потому что отечественному зрителю интересно прежде всего западное искусство, но так как биеннале проводится в России, она должна всячески поддерживать развитие отечественных художников. Должно быть равновесие".

Судя по всему, Москва пока не готова к крупным проектам, презентующим отечественное современное искусство. Не хватает для этого ни умения, ни сил, ни собственно искусства, потому что рекомендуемого соотношения пятьдесят на пятьдесят очевидно не получается. За два оставшихся месяца вряд ли что-то изменится в лучшую сторону, а несколько новых хороших работ можно посмотреть уже на следующей неделе в ЦДХ на "Арт-Москве". И в январе ждать именитых зарубежных гостей.

Фото: Дмитрий Коробейников/РИА "Новости"






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования