Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 28.02.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Выставки

Мастерская Арт Москва 2004
4 ноября 2004

5 ноября в 16:00 в ЦДХ состоится открытие "Мастерской Арт Москва", сателлита одноименной ярмарки (в этом году, правда, "Мастерская" чуть автономизировалась, заняв по отношению к "Арт Москве" интригующе близкую шестимесячную дистанцию, а не мертвый пост-ярмарочный период, как раньше). "Мастерская" представит проекты зачисленных в "шорт-лист" премии "Черный Квадрат" и определит ее победителя. На фото: фрагмент проекта Программы Escape "Quartette", победителя "Мастерской Арт Москвы" прошлого года. // полностью...









Абстракция – мать порядка

Ирина Кулик
КоммерсантЪ

09.11.2004

В Москве вручают премию "Черный квадрат"

Сегодня вечером в Центральном доме художника состоится вручение премии в области современного искусства "Черный квадрат" – единственной на сегодняшний день национальной премии в области современного искусства. Выбрать победителя предстоит жюри художественных критиков во главе с Екатериной Деготь. Выставленные в ЦДХ произведения финалистов вместе с другими членами жюри рассматривала Ирина Ъ-Кулик.

Премия "Черный квадрат" вручается во второй раз и на сегодняшний день является самой авторитетной российской премией в области не избалованного призами и конкурсами современного искусства. Британские художники уже двадцать лет получают престижную и скандальную Turner Prize, деятели современного искусства, проживающие во Франции, могут рассчитывать на премию Марселя Дюшана, а российские актуальные художники получили наконец право на "Черный квадрат". Плюс прилагающиеся к нему ?5 тысяч и "персоналку" для победителя.

"Черный квадрат" вручается не за совокупность заслуг, а за конкретный проект, как правило, сделанный специально для выставки "Мастерские 'Арт-Москвы'", из которой, собственно, и родилась идея премии. Сначала "Мастерские" были некоммерческим проектом художественной ярмарки "Арт-Москва" – своего рода экспозицией-бонусом, залом славы главных героев арт-рынка. Но сегодня выставка не столько подводит итоги, сколько намечает перспективы. В конкурсе, из которого отбираются проекты-финалисты, достойные реализации, участвуют не только звезды, но и доселе не известные молодые провинциалы. "Play" жителя Самары Владимира Логутова – остроумная, но совершенно невыполнимая инструкция по эксплуатации видеокамеры как инструмента современного искусства или спроецированное прямо на ступени лестницы видео калининградца Юрия Васильева "Отче наш", переводящее молитву на язык глухонемых, – выглядят не менее достойными претендентами на приз, нежели работы столичных знаменитостей.

Впрочем, не обделенные вниманием авторы тоже отнеслись к участию в "Мастерских" ответственно. Виктор Алимпиев, молодой, но уже модный видеоартист, успевший отметиться на Венецианской биеннале, показал фильм "Зарницы" – небесные всполохи возникают словно бы благодаря усилиям школьниц, барабанящих по партам облупленными алыми ноготками в ходе какой-то таинственной лабораторной работы. Ветеран российских new media Сергей Шутов сделал неожиданно сентиментальную инсталляцию "Песни мусора". Вмонтированные в помоечные реди-мейды лайтбоксы рассказывают, например, что плюшевый мишка в мечтах видит себя Большой Медведицей, чай в жестяной коробке хочет быть марихуаной, а дырявый сапог жаждет оставить свой след на поверхности луны. А петербуржанка Наталья Першина-Якиманская, также известная как Глюкля, представила мечтательные секонд-хендные платьица, исписанные поэтическими посланиями. Вообще-то это не просто платьица, а проект социальной реабилитации: граждане, забредшие в магазин художницы, выбирая себе ношеную одежду, проходят своего рода психотерапию.

Главный московский арт-радикал Анатолий Осмоловский неожиданно сменил ориентацию – и стал "абстракцистом". Он показал безукоризненную минималистскую скульптуру. Лакированные черные полушария напоминают не то мозги, не то орехи – но, дабы отвадить зрителя от поиска узнаваемых подобий, именуются "Жуками". С абстракцией выступил и другой потомственный левак и бунтарь – сын пострадавшего за безбожность политического беженца Авдея Тер-Оганьяна и участник объединения "Радек" Давид Тер-Оганьян. Но его работы только на первый взгляд кажутся невинным супрематизмом – их вполне в духе теории заговора можно интерпретировать и как план теракта или освобождения заложников.

Впрочем, абстракция вовсе не стала очередной навязчивой модой сезона. Нынешние "Мастерские" приятны именно тем, что их участники не впадают в эпидемическое увлечение той или иной техникой или стилистикой. Фигуративная живопись Владимира Кожухаря или компьютерные монтажи Стаса Шурипы, уютная "комната" Ирины Кориной – помесь "красного уголка" и берлинской дискотеки, циничный концептуальный жест Викентия Нилина, весь вернисаж зазывавшего зрителей на свое шоу, но так ничего и не показавшего, или перформанс Дмитрия Гутова, просто переместившего свою мастерскую в ЦДХ на все время работы выставки, – все эти проекты в равной степени актуальны. И в равной степени цивилизованны.

От такой премии и такой выставки публика вправе ждать скандалов и провокаций, чего-то революционного. Но для российских современных художников, как выяснилось, пока важнее не сотрясать основы, а скорее их утверждать.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования