Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 15.08.2020

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Выставки

Мастерская Арт Москва 2004
4 ноября 2004

5 ноября в 16:00 в ЦДХ состоится открытие "Мастерской Арт Москва", сателлита одноименной ярмарки (в этом году, правда, "Мастерская" чуть автономизировалась, заняв по отношению к "Арт Москве" интригующе близкую шестимесячную дистанцию, а не мертвый пост-ярмарочный период, как раньше). "Мастерская" представит проекты зачисленных в "шорт-лист" премии "Черный Квадрат" и определит ее победителя. На фото: фрагмент проекта Программы Escape "Quartette", победителя "Мастерской Арт Москвы" прошлого года. // полностью...









Четыре угла современного искусства

Игорь Чувилин
Газета.ru

10.11.2004

Назван победитель премии "Черный квадрат": потомственный супрематизм в смеси с терроризмом победил поролоновых голубей и деревянных медведей. Все номинанты – на выставке "Мастерская Арт Москвы".

Никто и не заметил, как "Мастерская Арт Москвы" превратилась из некоммерческого придатка ярмарки современного искусства в конкурсную выставку премии "Черный квадрат". Перемена-то вроде небольшая, но существенная. Чего нельзя было не заметить, так это того, что раньше "Мастерская" начиналась сразу после "Арт Москвы", а теперь она проходит через шесть месяцев после, или, можно сказать, за полгода до следующей ярмарки. Решение тактически верное – после недельной выставки-продажи мало кто приходил смотреть на проекты тех же авторов, только под другим – нестяжательским – соусом.

Однако, отделившись, некоммерческий показ приобрел себе новый стержень – премию, в очередной раз доказав незыблемость истинных ценностей. В былые годы премии тоже давали, и деньги фигурировали такие же, но ощущения всеобщего забега в сторону желанного приза не было.

Теперь же вопрос о том, кому дадут "Черный квадрат", стал главным, и блеск пяти тысяч евро отсвечивал в глазах почти каждого участника.

Дензнаки, похоже, настолько застили зрение художников, что те не могли рассмотреть собственные творения. Это сомнительное удовольствие было предоставлено зрителям.

Первое, что бросалось в глаза, – отсутствие многих основных "арт-москвичей": не было ни Кулика, ни Виноградова с Дубосарским, ни Кошлякова. Калибр для них мелковат, видимо. Живые классики, вроде Звездочетова, Монастырского, Инфанте, вообще носа не кажут на такие сборища. Но неожиданно возникли Анна и Вячеслав Колейчуки с высокотехнологичным (для годов эдак 1970-х) проектом, приехали бравые и по-митьковски веселые баталисты Флоренские с подводной лодкой. А митёк Константин Батынков морально подавлял конкурентов мощью собственной фигуры и умением рисовать.

Группа Escape, удостоенная премии в прошлом году, напротив, хвасталась тем, что ее приемы лишают художников "возможности скрыться за техникой и мастерством". Если бы было за чем скрываться, половине представленных авторов, ей-богу, стоило бы это сделать – сыграть в такие художественные прятки. Ну, хотя бы ради искусства и зрительских нервных клеток.

Тем не менее, на фоне сырой и серой массы кое-что выделялось. Наиболее выигрышным жанром оказались пластические шутки, вроде "Бэкона в гостях у Симпсонов" Александра Савко или вырезанных из поролона голубей Сергея Шеховцова. Производил впечатление пейзаж, построенный Стасюнасом Витаутасом из веревок. Распластанные по стене и растянутые между стенок, они довольно достоверно и остроумно воспроизводили пространство с проводами, рельсами, опорами линии электропередач. Не был лишен остроумия и "Рычаг власти" Максима Русакова – посетители радостно улыбались, когда, потянув за рукоять, повелевали десятками деревянных медведей, лупящих по наковальне. Почувствовать себя президентом мог каждый.

Но не до того было членам жюри.

О чем может думать прогрессивный искусствовед, когда вдали за кордоном плачет по родным березкам и иконкам большой художник Авдей Тер-Оганьян.

Этот мастер топора, преследуемый законом в связи с достопамятной рубкой тиражных икон, приехать, конечно, не мог. Быть может, сын его, Давид, получив премию 2004 года, сможет как-то утешить отца. Произведение Давида называется "Операция" и представляет собой геометрические композиции, похожие на карты местности с планами силовых действий. Жюри унюхало здесь супрематизм в смеси с терроризмом, а потому с радостью отдало художнику "Черный квадрат".

Награждение состоялось в ЦДХ по стандартному образцу всех премиальных церемоний. Не было смокингов, но были фанфары и неудачные шутки. Помимо единственного приза, были розданы дипломы тем, кто попал в шорт-лист премии. Потом наливали самогон из деревни Никола-Ленивец, постепенно становящийся главным напитком больших российских арт-тусовок. И уже не хотелось спрашивать, откуда в названии премии, присуждаемой пятью арткритиками, появилось слово "национальная". Почти никто не заметил.

ЦДХ. Крымский вал, 10. "Мастерская Арт Москвы" – выставка номинантов Национальной премии в области современного искусства "Черный квадрат". До 14 ноября.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования