Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 17.08.2018

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Ярмарки

"Арт Москва 2005" открылась
24 мая 2005

Сегодня в Центральном Доме Художника на Крымском валу под оглушительный бой барабанов состоялось открытие девятой по счёту ярмарки "Арт Москва", которая продлится до 29 мая. В этом году в результате придирчивого отбора из более чем сотни заявок на участие в ярмарке, экспертный совет отобрал 53 – ровно на десяток больше, чем в прошлом году. Площадь ярмарки также стала больше – она составляет 6800 квадратных метров и занимает два этажа ЦДХ. Добрая половина представленных на "Арт Москве" галерей – иностранные. // полностью...









Пораженная территория

Юрий Арпишкин
Московские Новости

27.05.2005

Открылась девятая ярмарка "АРТ Москва". Она показала, что художники по-прежнему ищут понимания

Международная художественная ярмарка "АРТ Москва", открывшаяся, как водится, в ЦДХ на Крымском валу, проходит под гордым девизом "Территория искусства. Без цензуры. Людям с повышенной восприимчивостью не рекомендуется". О заключительном пассаже этой триединой формулы мы ничего сказать не можем, кроме того, что здесь скрыта полемика с кем-то незримым по неочевидному поводу. Это, видимо, дань пресловутой непонятности, "темности" и герметичности современного искусства. Занятно, что в экспозиции как таковой никаких подтверждений этой тенденции не обнаруживается. Напротив того, мы, кажется, можем наблюдать, как художники обращаются лицом к народу, демонстрируют полную готовность к диалогу и осознанно стремятся наконец-то навязать обществу свои эстетические ценности. Насколько общество готово их воспринять, вопрос, конечно же, спорный. Но ощущение глубокой безнадежности этого дела, как и ощущение призрачности самого явления современного изобразительного искусства, которое, как многие подозревали, окончательно завладело согражданами, почему-то отступает. Вероятно, это не в последнюю очередь объясняется и последовательной, отмеченной едва уловимым стахановским колоритом, деятельностью "Экспо-парк. Выставочные проекты". Компания организует акции, подобные нынешней ярмарке, вот уж много лет. То есть в очередной раз нашел подтверждение тезис о несокрушимой силе методичного созидательного труда, способного победить любую инерцию и развеять всякий скепсис.

В этой гипотетической переориентации современного искусства можно видеть и тревожный симптом. Ведь к публике обращаются не только от уверенности в своих силах, но и в результате некоего кризиса самоидентификации. Когда художник оказывается не в силах самостоятельно найти себе место в социуме и его узурпировать, как это было принято у великих предшественников, но должен требовать или даже просить, чтобы ему на таковое указали. На этом пути художника могут ожидать многочисленные неприятности. Но и редкие удачи встречаются. В этот раз на "Арт Москве" такие образцы представила московская галерея "Ковчег". Ее выставка называется "Рисунки по делу". (см. "МН", N18). График Павел Шевелев в течение нескольких месяцев ходил на процесс Ходорковского-Лебедева и с завидной добросовестностью запечатлел всех его участников за исключением разве что дорожных рабочих, играющих там в последнее время самую заметную роль. Но различимы и попытки имитации социального пафоса. Один из ярких случаев – галерея Марата Гельмана и ее экспозиция "Питерские". Достойные работы хороших художников, втиснутые в аморфную, но отчетливо двусмысленную и спекулятивную концепцию. По сути проблемы ни художникам, ни кураторам сказать нечего (да и что тут скажешь!), но желание непременно встрять неистребимо.

Еще одна заметная тенденция современности, которой также отдает дань ярмарка, гламуризация актуального искусства. Которая была бы вполне извинительной, если бы не какая-то поганая стыдливость, которую обнаруживают авторы соответствующих экспонатов. Посетителей вернисажа "Арт Москвы" встречало лихое действо, посвященное десятилетию русского издания журнала Playboy. Две красотки в откровенных нарядах приглашали к просмотру произведений, заказанных редакцией к юбилейной дате. Все наверняка получилось бы неплохо, но художники по привычке воспринимают вполне респектабельный американский журнал как территорию рискованную и отчасти запретную. Поэтому их работы на заданную тему отмечены каким-то незапланированным школярским комизмом. И заодно несколько сатирически оттеняют титульную идею бесцензурности.

Кстати, в этом смысле экспонаты выдержаны в тусклой гамме. Если не считать условной публицистичности проекта Павла Шевелева, высказывания художников по ключевым вопросам современности весьма корректны и говорят о завидной политической зрелости авторов. Не случайно каталог выставки открывает приветствие столь яркого адепта сдержанного стиля, как министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов, пожелавший участникам "новых продуктивных контактов".

Здесь надо сказать, что федеральный министр попал в самую точку. В многообразной панораме современного российского искусства, если какой аспект действительности и выражен до невозможности блекло, так это именно рыночный. А поскольку "Арт Москва" все же ярмарка, в ее контексте проблема приобретает катастрофические очертания. Тем более что глава предприятия Василий Бычков, предваряя открытие выставки, заявил, что "со следующего года галеристы уже не будут платить по $150 за квадратный метр площади – цена аренды увеличится в разы. Пора выходить на международный уровень".

А пока международный уровень обеспечивается западноевропейскими и американскими галереями, под экспозиции которых отдана примерно половина внушительного объема ЦДХ. Показывают и беззастенчиво продают тиражную графику Энди Уорхола (нюрнбергская Galerery, цена 175 тыс. долларов), коллажи Роберта Раушенбаха (от 5 до 13 тыс.), фотографии Роберта Мэпплторпа (17 тыс. за штуку) и все такое. Базельская галерея Leonhard Reuthmueller привезла скромную подборку рисунков и фотографий Йоко Оно. Некоторые посетители спрашивали, та ли самая эта дама, о которой они подумали, и, получив утвердительный ответ, восхищенно замирали перед самыми что ни на есть среднестатистическими картинками. Так что сомнения напрасны – московскую публику еще можно кое-чем удивить.

Что получается откровенно плохо, так это привить отдельным ее представителям вкус к профессиональному коллекционированию, которое остается на Западе главным двигателем прогресса в сфере прекрасного. Об этом свидетельствует стенд "Современное искусство в частных коллекциях – 5 лет развития". Во-первых, таких коллекций найдено всего две, во-вторых, формировались они, как можно заподозрить, по странному принципу: в них включалось то, что наименее похоже, наименее характерно для современного искусства: аккуратная лоснящаяся живопись, красочные коллажи и прочие украшения интерьеров. Даже такой отъявленный радикал, как покойный Тимур Новиков, смотрится в этом ряду законопослушным, лояльным обывателем. Впрочем, может быть, это временные историко-культурные причуды. И все еще изменится.

Лучшим из показанного на "Арт Москве" 2005 года, думаю, следует признать выставку видеоарта "Комедия", сделанную Екатериной Деготь. Девять работ мировых классиков и отечественных художников включены в раздел "Специальные (читай – некоммерческие) проекты". Они посвящены теме движения и "исследуют глубокий внутренний комизм движущегося изображения". Все без исключения работы ценны сами по себе (особо следует отметить "Пораженного мужчину" немца Юлиана Розенфельда). Но включенные в изощренный кураторский сюжет, они выигрывают еще больше, потому что становятся социокультурным феноменом, в котором отражаются несформулированные, но настоящие законы жизни.

Фото: Давид Тер-Оганьян. Подозрительные лица. Фото Олег Ласточкин






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






Безусловно, самая низкая цена автобетоносмесителя КАМАЗ ждет Вас в компании «ТЕХИНКОМ», приезжайте, и мы будем рады Вам это доказать.


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования