Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 23.07.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Ярмарки

"Арт Москва 2005" открылась
24 мая 2005

Сегодня в Центральном Доме Художника на Крымском валу под оглушительный бой барабанов состоялось открытие девятой по счёту ярмарки "Арт Москва", которая продлится до 29 мая. В этом году в результате придирчивого отбора из более чем сотни заявок на участие в ярмарке, экспертный совет отобрал 53 – ровно на десяток больше, чем в прошлом году. Площадь ярмарки также стала больше – она составляет 6800 квадратных метров и занимает два этажа ЦДХ. Добрая половина представленных на "Арт Москве" галерей – иностранные. // полностью...









Нервных просят удалиться

Велимир Мойст
Газета.Ru

24.05.2005

В ЦДХ открывается 9-я Международная художественная ярмарка "Арт-Москва". Михаил Ходорковский станет героем серии картин, Никас Сафронов будет защищать потребительское искусство.

Впервые ярмарка заполняет собой всю кубатуру здания и в последний раз проходит по старым правилам. Скорее всего, именно наплыв участников (в этом году здесь фигурируют 53 галереи, из которых почти половина – иностранцы) побудил организаторов объявить о грядущей "монетизации льгот". Долгое время компания "Экспо-Парк. Выставочные проекты" рассматривала "Арт-Москву" в качестве любимого детища – не то чтобы в чем-то инвалидного, но требующего попечения из-за субтильной комплекции и капризного характера. Теперь дитя считается прочно вставшим на ноги: со следующего года "Экспо-Парк" планирует отменить дотации на некоммерческие проекты и поднять арендную плату за стенды.

Конъюнктура рынка вселяет в устроителей надежду, что современное искусство начнет-таки приносить прибыль.

Нынешняя россыпь нонпрофитных проектов должна восприниматься как прощальный букет (впрочем, в полный отказ от этой практики верится с трудом – вероятно, будут найдены другие формы финансирования лакомых сюжетов). В рамках прежней схемы в этот раз поместились и "Питерские" – обзор тамошней арт-сцены глазами Марата Гельмана, и выставка хорватского концептуалиста Брацо Димитриевича, и традиционный показ нескольких частных коллекций актуального искусства. Видный куратор и теоретик Екатерина Деготь представляет сразу два проекта – один рафинированный, где международная компания деятелей видеоарта попробует трактовать любое движение на экране как заведомо смешное (это апелляция к давнему, рожденному на заре кинематографа пониманию), другой же – отвязно-демократичный: группа российских авторов поупражняется на тему "Искусство для Playboy". Самарская экспозиция "В поле зрения" будет исследовать офтальмологический аспект искусства: идея оформилась после общения с людьми, теряющими или окончательно потерявшими способность видеть. А в фойе ЦДХ на радость зевакам развернется подобие монументально-декоративного комбината – здесь пойдет прилюдный процесс подготовки к будущему московскому "Параду коров".

Анонсы не предвещают ничего скандального, но поди знай, как что повернется. Радикалы полны задора, мракобесы не дремлют. Только-только устроителям январской выставки "Россия-2" удалось отбояриться от иска ревнителей православной нравственности: прокуратура не обнаружила в действиях художников состава преступления. Но организация эта, как известно, весьма лабильна, в другой раз может и передумать.

Так что в превентивных целях ярмарка получила подзаголовок "Территория искусства. Без цензуры", а на всех без исключения стендах будет красоваться предупреждение: "Людям с повышенной чувствительностью просмотр не рекомендуется".

Формулировка небезупречна, конечно, поскольку искусство в принципе не рассчитано на толстокожих, но смысл понятен: если не готовы к экспериментам и эскападам, оставайтесь дома.

Вокруг "Арт-Москвы" развернется обширная культурная программа – и в дружественных галереях, и в ЦДХ. В частности, здесь пройдет трехраундная конференция "Современное искусство: русское зарубежье". Ожидается и публичный диспут между Дмитрием Гутовым и Никасом Сафроновым на тему о том, какое искусство зрителю нужнее – интеллектуальное или потребительское. Хотя критерии давно перепутаны и разница чаще всего лежит в сфере позиционирования. Товаром может оказаться что угодно, чему сама ярмарка служит ярким подтверждением. В некоторых случаях, правда, галерейное радение насчет прибыли сопровождается манифестацией эстетических приоритетов и даже гражданской позиции.

Скажем, показ галереей "Ковчег" рисунков Павла Шевелева, сделанных на судебных слушаниях по делу Ходорковского-Лебедева, воспринимается именно как недвусмысленная акция.

Перефразируя известную митьковскую формулу, можно сказать: искусство никого не хочет победить, но желает высказываться по насущным вопросам. Какие из этих высказываний останутся мимолетным мусором, а какие превратятся в завтрашнюю классику, решит, конечно, время. Но и не в последнюю очередь покупательский кошелек. Из всех лотерей эта самая интерактивная: делая крупные ставки, можно повлиять на ход лототрона. Не зря результаты продаж на "Арт-Москве" остаются у нас едва ли не единственным катализатором дальнейшего роста цен на современную изопродукцию. Покупая здесь того или иного автора, автоматически способствуешь удорожанию его работ, в том числе и той, которую приобрел. Для прочих ярмарка остается аттракционом, где не грех и всплеснуть руками от удивления, и зажмуриться от скабрезности. Одна только просьба: не бегите сразу с заявлением в околоток. Сказано же, территория искусства – на ней и следует разбираться.

9-я Международная художественная ярмарка "Арт-Москва 2005". ЦДХ, 24-29 мая.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования