Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 2.07.2016

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс


Арт-процесс :: Ярмарки

"Арт Москва 2005" открылась
24 мая 2005

Сегодня в Центральном Доме Художника на Крымском валу под оглушительный бой барабанов состоялось открытие девятой по счёту ярмарки "Арт Москва", которая продлится до 29 мая. В этом году в результате придирчивого отбора из более чем сотни заявок на участие в ярмарке, экспертный совет отобрал 53 – ровно на десяток больше, чем в прошлом году. Площадь ярмарки также стала больше – она составляет 6800 квадратных метров и занимает два этажа ЦДХ. Добрая половина представленных на "Арт Москве" галерей – иностранные. // полностью...









Тут вам не Базель

Сергей Сафонов
Газета

27.05.2005

Неподалеку от дома, где я живу, в помещении, знавшем взлеты и падения от овощного магазина советской эпохи до постперестроечных ломбарда и турбюро, одно время располагалась галерея. Над входом довольно долго так и было написано: "Галерея художественная", и дальше – название довольно известной в районе торговой фирмы. Я даже однажды заходил в ту галерею. "В руководстве нашей компании есть человек, который очень любит искусство", – доверительно сказали мне ее сотрудники, сообщив также, что один из владельцев многопрофильного треста действительно "немного рисует". Но даже личная причастность к изящному не помогла, и с недавних пор вывеску снова пришлось сменить. Теперь на ней написано "Гастроном". Жаль, что не "Овощи – фрукты", как было когда-то; стабильности современной России по-прежнему не хватает.

Дополнительные выходные, на которые традиционно богата первая половина мая, хороши не только тем, что в эти дни появляется возможность помыть окна или убраться на загородных участках. Можно использовать время иначе – например, разобраться в архиве давних публикаций. Что лично мною и было проделано. На излете минувшего ХХ века, анализируя ситуацию в сфере изящных искусств и нарождающегося российского художественного рынка, я, оказывается, писал в одном почившем ныне издании: "В мировой практике настоящими галереями (а не салонами или выставочными залами) принято считать организации, имеющие собственную творческую программу. Специализируясь на том или ином сорте искусства – от антиквариата до актуальных художественных стратегий, – они поддерживают постоянный круг своих авторов. Приглашать же к участию в серьезных международных биеннале и ярмарках и вообще брать в расчет принято лишь те из них, что существуют не менее 3-5 лет и делают в год не менее шести открытых для публики экспозиций, сопровождаемых каталогами и другими более или менее фундаментальными изданиями. У нас все иначе. Сегодня число галерей в Москве установить довольно трудно – "европейским" словом gallery готовы называться и муниципальные выставочные залы, и мелкие магазинчики, торгующие сувенирами".

А в отчете об одной из первых столичных художественных ярмарок сообщал: "Каталоги наших ярмарок и арт-салонов заполнены номерами домашних телефонов никому не известных "субъектов рынка". К сожалению, пока это неизбежно: из-за несовершенства законодательства даже многие из лучших российских галерей по документам оказываются фондами, некоммерческими организациями и даже несамостоятельными подразделениями структур, работающих в совершенно иных сферах". Вот в чем у нас все-таки есть стабильность. Прошли годы; считается, что рынок изобразительного искусства возмужал и окреп, даже завоевал позиции на мировой художественной сцене. Например, приближающимся летом московская "XL-галерея" впервые будет допущена на престижный Art Basel. Еще несколько потенциальных российских участников грандиозной швейцарской ярмарки не первый год состоят в списке претендентов. Но считать ли это полновесным успехом, а не исключением из имеющейся пока практики?

Допустим, нынешняя "Арт Москва". Берешь в руки ее каталог, перелистываешь страницы – пожалуйста: парижская Galerie Iragui основана в 2003-м, одновременно с московской Stella Art Gallery, Гари Татинцян открыл свои залы на Ильинке по случаю первой столичной биеннале, Pop/off/art стартовал около года назад. Примерно половина участников "Арт Москвы 2005" вообще пренебрегла требованием указывать в каталоге дату своего возникновения. Понятно, у нас тут не Базель, многие кураторы новорожденных (или очень молодых) очагов contemporary art прежде трудились в других известных местах, и оттого мы их давно знаем и любим. Но зачем уж тогда, во-первых, заявлять условия галерейного участия в ярмарке, как у больших? А во-вторых, стоило ли в этот раз непременно унижать цензорскими соображениями галерею "M'АРС" (первую, кстати, в списке постсоветских отечественных галерей), пожелавшую наконец оторваться от своих вечных строительств и ремонтов и вернуться в пространство нарождающегося, как и десять лет назад, арт-рынка? Или препираться со стабильно работающей "Розой Азора", твердо решившей показать на "Арт Москве" живопись Ирины Затуловской, известного и узнаваемого автора? Тем более в результате дискуссий обе галереи показывают примерно то, что и собирались демонстрировать изначально.

В дни "Арт Москвы" ее компания-устроитель "Экспо-Парк. Выставочные проекты" провела совещание по поводу другой своей ярмарки – назначенной на декабрь второй "Полвека советского искусства". Поверьте на слово: наибольшее непонимание вызвало предложение корреспондента Газеты включить в экспозиции наряду с образчиками казенного соцреализма и произведения соц-арта: одно явно произрастало из другого в течение десятилетий. Большинство советских нонконформистов и географически, и даже эстетически были связаны с официальным стилем эпохи и укладом ее выставочной жизни; даже на нынешней "Арт Москве" немало произведений, в которых пробиваются советские гены. Теперь, когда советская Атлантида уходит под воду, стоило бы зафиксировать ее культуру возможно более полно; один из способов – сложить ее проявления в общую мозаику, хотя бы на время проведения очередной ярмарки. В том же Базеле, говорят, в разных концах ярмарки торгуют очень разным искусством, – но это пока еще не наш метод.






Материалы по теме:




Ссылки:












    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service






Если Вы хотите купить стенды для магазинов и при этом максимально сэкономить свои деньги, тогда компания «WestGroup» к Вашим услугам.


  Rambler's Top100 Яндекс цитирования