Перейти на главную страницу

геокультурная навигация
обновлено 19.07.2019

Расширенный поиск

 экспорт: новости // афиша
 

Арт-процесс

Арт-процесс :: Проекты

Art Digital: проект М'Арс в рамках Московской биеннале

26.11.2004,

GiF.Ru


За 2 месяца до открытия I Московской биеннале современного искусства GiF.Ru начинает публиковать материалы по проектам-участникам.

Первым мы представляем проект Центра современного искусства М'Арс – выставку "Art Digital 2004", которая откроется в залах М'Арс 25 января 2005 года.

Мы публикуем текст куратора выставки "AD 2004" Антонио Джеуза и аннотации к проектам, которые будут показаны на "AD".

Art Digital 2004: I Click, Therefore I Am

(Я кликаю, следовательно, существую)


Открытие 25 января 2005 г.
Центр Современного искусства М'Арс


Наша Игра стеклянных бус, таким образом, есть игра со всеми смыслами и ценностями нашей культуры, мастер играет ими, как в эпоху расцвета живописи художник играл красками своей палитры. Всем, что в свои творческие эпохи человечество создало в сфере познания, высоких мыслей, искусства, всем, что в последующие столетия было закреплено в научных понятиях и стало, в результате, общим интеллектуальным достоянием, – всем этим неимоверно богатым духовным материалом мастер Игры владеет, как органист своим органом.

Герман Гессе. Игра в бисер.


В русском языке удивительным образом отсутствует различие между определениями "modern" и "contemporary" – оба этих слова передаёт прилагательное "современный". Таким образом, Малевич и Кабаков с равным успехом именуются "современными художниками", а вместе с ними – и Кулик, и группа АЕС, и любой неофит от искусства. Чтобы упорядочить явления по хронологии и положить конец хаосу и путанице, российские музеи и художественные институции присвоили некоторым своим департаментам гордое имя "отделов новейших течений", и теперь их основной задачей является специализация на художественном творчестве сегодняшнего дня.

Взгляд на искусство сквозь призму его новейших тенденций неизбежно ведет к осознанию того, что для изготовления произведений используются новые технологии. Фактически, на протяжении последних двадцати пяти лет цифровое оборудование подтверждает свою эффективность в качестве инструмента для художника во всем мире. Цифровое и художественное настолько сливаются воедино, что ныне правильнее становится говорить об их симбиозе как о цифровых искусствах. Достаточно обратить внимание на наиболее известные международные художественные ярмарки, к примеру, Арт Базель, чтобы увидеть, что цифровое (ые) искусство (а) играют ведущую роль в современной художественной продукции.

Если Арт Базель подтверждает опознавание цифрового искусства в качестве полноценного продукта на территории международного художественного рынка, недавняя Арт Москва показывает, что, с другой стороны, "новейшие" (читай: цифровые) тенденции не в состоянии конкурировать с традиционными жанрами изобразительного языка, как живопись, скульптура и графика

Ясно одно: Арт Москва наверняка отражает особенность строения российского художественного рынка. Было бы неправильно и чрезвычайно легковесно представить эту ярмарку в качетсве зеркала тех процессов, которые происходят сегодня в России, поскольку здесь не экспонируются совсем (или в минимальной степени) работы, не отвечающие запросам национального российского артмаркета.

Большое значение имеет тот факт, что законы, регулирующие российский художественный рынок, отвечают глубинным академическим предрассудкам, ставящим вершиной художественного творчества аналоговые виды искусства.

В связи с этим симптоматично, что в системе высшего образования в России и по сей день отсутствуют факультеты, где изучались бы новые медиа.

Тем не менее, цифровые фотографии и видеофильмы, равно как и интерактивные инсталляции, будучи далекими от обычной экспозиционной практики, иногда показываются в галереях и музейных залах. Более того, в последние годы проводились даже отдельные выставки, центральное место в которых было отведено цифровым произведениям и их месту в современном мире. Так, убедительными тому примерами являются фестиваль "Read_Me", прошедший в 2002 году, с его стремлением деконструировать цифровой мир посредством анализа его программного обеспечения, а также выставка "Новый Отсчет" в 2003 с ее идеей установить зависимость между аналоговыми и цифровыми видами искусства.

AD 2004 - еще одна попытка расказать (и показать) историю, связывающую искусство и новые технологии. Она – о способе создания искусства, который в России до сих пор числится в ряду независимых от законов рынка и неизбежбежных компромиссов коммерции. AD 2004 является наследником выставки Art Digital 2003, новаторского и смелого мероприятия, положившего начало дискуссии об искусстве и технологиях в международном масштабе. В этом году фестиваль расширяет принципы отбора произведений, более не настаивая на первостепенном значении цифровой технологии их создания. Теперь наше мероприятие будет сфокусировано на одной специфической теме: центральной для AD 2004 является концепция игры.

Согласно определению, игра есть действие, нацеленное на отдых или развлечение, род приятного времяпровождения. Однако развлечение или отдых – отнюдь не несерьезный акт. За самим феноменом игры стоит трудная работа ее создателей, их талант и умение, их фантазия и способноть воплотить ее в жизнь, их воображение и их интуиция. Очевидно, что существует множество видов игр.

Среди прочих игр, самой важной, играющей роль замкового камня всего фестиваля, является игра в бисер, описанная Германом Гессе в романе, изданном под тем же названием в 1943 году. Надо отметить, что с тех пор, как был изобретен компьютер, ставший затем предметом домашнего обихода, этот роман стал считаться пророческим в отношении персональных компьютеров (Тимоти Лири); он рассматривался также как комплексный анализ метафизики виртуальной реальности (Майкл Хайм), другими словами, письменной версией "интерактивной игры".

Подобным же образом посредством экспонирования игровых работ, воплощающих в себе идею интерактивности, фестиваль имеет целью стать для зрителя подобием плавильного тигля, в котором искусство, музыка, наука, философия, математика и проблемы духа слились бы в единое целое. Работы экспозиции не будут являться только развлечением. Напротив, посредством игровых приемов они будут побуждать зрителя-участника к перекрестным ассоциациям, стимулирующим их сознание, подстегивающим их чувствительность и воображение, на что, впрочем, нацелено любое произведение искусства.

Таким образом, зритель не останется пассивным наблюдателем – напротив, станет активным участником ситуации. С самого начала он будет приглашен вступить в игру или смотреть за ее ходом. Таким образом, галерея станет тем местом, где Homo Faber встретится с Homo Ludens. Художник, создающий работу, дает возможность анонимному зрителю смотреть на нее, играть с ней, анализировать ее и развлекаться.

Остается добавить, что ирония является здесь ключом для прочтения большинства работ, представленных на шоу, поскольку подзаголовок "Я кликаю, следовательно, существую" с очевидностью дает нам это понять. Фестивать лишен педагогического пафоса, хотя известно, что детей легче учить в процессе игры.

Следуя традиции, положенной первым фестивалем, сегодняшнее мероприятие также ставит задачу пригласить большое число иностранных художников. Так, в этом году здесь будут показаны работы мастеров, имеющих международную известность из Австралии, Болгарии, Великобритании, Германии, Италии, Испании, Китая, Польши, США, Франции, Швейцарии и Швеции.

В заключение, чтобы прояснить концепцию игры и иронии, лежащую в основе AD 2004, есть смысл упомянуть о том, каким задумана процедура открытия фестиваля. Вернисаж будет происходить в затемненном помещении, так, что невооруженным глазом будет трудно увидеть что-то внутри. Гости должны полагаться на возможности цифровой камеры, в частности, функцию "ночного зрения", чтобы подойти к банкетному столу. То, что будет происходить в банкетном зале, будет в то же время показываться как видеопроекция на стену, и зрители должны будут позволить глазу (цифровой) видеокамеры вести их.

Антонио Джеуза,
куратор выставки


Ниже – иллюстрированные аннотации к некоторым проектам, которые будут представлены на AD 2004.

GiF.Ru благодарит за предоставленную информацию Центр современного искусства М'Арс и Е. Колоскову.






Материалы по теме:




Ссылки:

















    Неформат
    Картотека GiF.Ru
    Russian Art Gazette

    Азбука GiF.Ru









 



Copyright © 2000-2015 GiF.Ru
Сопровождение  NOC Service








  Rambler's Top100 Яндекс цитирования